ИМПЕРСКИЙ ОРЕЛ в строю РККА

Jan 31, 2010 15:28




                                        (два-три клика - и можно разглядеть любопытные детали)

Когда я первый раз увидел это фото, бравые военные  показались чем-то похожими на юнкеров, какими их изобразил Михалков в своем фильме «Сибирский цирюльник». Возможно потому, что среди актеров тоже были персонажи невеликого росточка, а также потому, что на снимке, присмотревшись, можно найти орденоносца, слегка напоминающего популярного ныне киноактера.

Только это вовсе не юнкера, а если и юнкера, то бывшие,  а в момент снимка, вероятнее всего, - слушатели выпускного курса одной из академий РККА, которых большевики в годы ГВ воссоздали несколько:

Академия Генераль­ного штаба,

Артиллерийская академия РККА,

Военно-инженерная академия РККА,

Военно-медицинская академия,

Военно-хозяйственная академия РККА.

Военно-морская ака­демия РККФ,

Учительский институт Красной  Армии ( с 1925 - Военно-политическая академия)

Институт инженеров Крас­ного военно-воздушного флота им. Н. Е. Жуковского (с 1922 - Академия им. Н. Е. Жуковского и др..

Внимательное изучение снимка позволяет разглядеть любопытные детали


Прежде всего бросается в глаза необычное, но явно горделивое соседство на мундирах ордена Красного Знамени и имперского орла. И это при том, что еще в первой половине 1918 г. были изданы приказы о снятии всех отличительных знаков старой армии.   Обращают на себя внимание и приборные цвета воротника мундира: в них предположительно усматривается сочетание голубого,  белого и красного, хотя настаивать на этом не берусь.



Имперский орел и орден Красного Знамени

Есть и еще одна характерная деталь, выдающая в «начальнике курса» бывшего старшего офицера: наручные часы. Наручные часы как таковые получили более или менее значительное распространение среди мужчин только в начале ХХ века. Свои руки к этому делу приложили прежде всего авиаторы, которым нельзя было отрывать руки от штурвалов, и старшие офицеры.  Первоначально они просто привязывали в необходимых ситуациях  карманные часы к запястью, но потом появились «траншейные часы» - своеобразная переходная форма от карманных к обычным ныне ручным часам. У интеллигентного старшего начальника на фото такие часы имеются (они еще выполняли роль своеобразного знака отличия),  и он это по заведенной моде, мягко говоря, не скрывает.



Траншейные часы



Конечно, детали забавны, но они лишь оттеняют главный предмет моего любопытства

А он вот каков:

Большевики смогли воссоздать, использовать, а возможно и расширить систему специального, в том числе высшего, военного образования.

Авторы ЭГВ (1983) сообщают, что в январе 1919 г. в ведении ГУВУЗ (Главное управление военно-учебных  заведений) на­ходилось 63 военно-учебных заведения (13 тыс. курсантов и слушателей); к 1 сент. 1919- 107 военно-учебных заведений; к 1 ноября. 1920 - 151 (54 тыс. курсан­тов и слушателей).

Они же приводят таблицу, согласно которой только 1920 г.  высшие (!) военно-учебные заведения  подготовили 26 585 командиров.

Так согласно обобщенным данным  обстояло дело с подготовкой офицеров  у красных.

А как там у белых?  Действовали ли у них в период ГВ высшие  учебные  военные заведения, в том числе и по подготовке высшего командного состава? Где они находились? Появлялись ли новые Генерального штаба офицеры или лишь прежние могли гордиться подобным знаком?




Есть и еще один важный вопрос, на который мне не найти ответа: дожил ли кто-либо из этих военных  до 1941 г.?

Previous post Next post
Up