Совсем замучил меня один старый должок - данное мною, но забытое всеми обещание документально подтвердить сомнительную, на первый взгляд, историю,
Как-то однажды довелось мне разговориться с уважаемым
voencomuezd (он же "военный комиссар Чевенгурского уезда") о том, кто и как грабил крестьян , также о
о правде и неправде, которую писали в газета о Советской власти в годы гражданской войны. Военкомуезд искренне, как и полагается надежной ипостаси комиссара уезда, заявлял, что поражен "откровенным враньем" белогвардейских сибирских газет, возводящих немылимую напраслину на большевиков, и парочку примеров безобразной белогвардейской лжи привел . А я ему в ответ - образец настоящей большевистской правды. Вот только ссылку тогда подзабыл, но обещал и текст дословно воспроизвести, и ссылку на него дать. Что теперь и делаю.
Но прежде предлагаю хотя бы краем глаза взглянуть на картину.
Вот так или примерно так зимой 1919 г. могла выглядеть одна четырех деревенских баб, которых товарищ Гавриков принял в свой обиход. И лошадка, которой в тот день под рукой не оказалось, потому как, вероятно, была мобилизована, вполне могла быть похожа на ту, что на картине.
Серов В.А. В деревне. Баба и лошадь. 1898 г.
А это хомут, которой не хуже тех, что товарищ Гавриков, присовокупив еще седельца и бубенцы с колокольчиками, использовал для своей утехи с крестьянками.
Это хомут и дуга
Белогвардейская ложь, поразившая
voencomuezd.
Это цитата из одного его коммента.
Читая выложенные на сайте С.Жилина корреспонденции в сибирской прессе о красном терроре в тех же местах, всегда поражался, как можно так откровенно врать. Была, к примеру, рассказана история о "большевике", который охотился в уезде на зайцев с пулемётом (?!) и случайно подстрелил девушку, на что, не смутившись, заявил, что «пуля пролетарская». Очевидно, реальных стрельб по пьянке большевиков и чекистам сибирским журналистам показалось мало.
В другой публикации рассказывается о военном комиссаре, который вздумал уничтожить в селе церковь. Когда один крестьянин робко выступил против этого, комиссар рассвирепел, приказал красноармейцам крестьянина схватить, связал, после чего опустил его в выкопанную яму (этого мало!), облил керосином и сжёг. После чего, по словам газеты, устало вытер лицо и ушёл."
А вот настоящая большевистская правда.
Газета «Бедняк» (Казань). 18 февраля 1919 г.№35.
«В с. М.Чурашево во время пиршества на свадьбе один из членов волсовдепа т. Гавриков запряг четырёх баб в салазки, надел на них хомуты, седелки, бубенцы, к дуге привязал колокольчики, взял в руки кнут и тронул по улице диковину четверку. Порой Гавриков слезал со своих салазок, привязывал «четверку» к воротам и входил в чью-либо избу; „лошади“, стоя на морозе, стучали зубами.
За эту поездку бабам т. Гавриков заплатил по 40 руб. Те сначала взяли, но потом возвратили обратно»
Архипов А.Е. В гостях. 1915.
Серебрякова З.Е. Жатва. 1915.
Газета "Правда" (Москва)
12 марта 1919 г. №55
"Чувашские женщины носят украшения из старинных серебряных монет. Заведующий отделом труда в Ядринском уезде Акмин и уездный чрезвычайный комиссар Федотов проделывали следующее:
К председателю комбеда отправлялся нарочный с извещением, что едет начальство, и с приказом приготовить угощение с самогонкой. после угощения начинались облавы у заранее намеченных лиц. Обыски проходили наверняка. Найденное отбиралось, скрывавшихся засаживали в тюрьму, затем пытки, избиения и расстрелы. Награбленное серебро увозилось в Ядрин, где поступало в личное распоряжение "представителей" власти. В некоторых местах грабители накладывали еще контрибуцию в свою пользу. Председателю за "молчание" давали до 50 руб. или угрожали смертной казнью в случае доноса."
Из обзора № 44 Бюро печати НКВД.
ГАРФ. Ф.393. Оп. 13. Д.580. Л.115. Документ опубликован.
Вот примерно за такими "зайцами" охотился чрезкомуезд Федотов:
Костюм чувашской девушки Следующий документ
не мог попасть к белогвардейским журналистам без их героических усилий, поскольку был приложен к протоколу заседания Пензенского губкома РКП (б). Видимо не до героизма было этим борзописцам.
Письмо крестьян
из Керенского уезда Пензенской губернии.
Не позднее 10 февраля 1919 г.
«При взыскании наложенной контрибуции по чрезвычайному налогу на нас наложили: на Палагину 10000 рублей и Марунину 3000 рублей, каковые деньги за неимением их внести не могут, ибо мы вдовы. Нас посадили в холодную комнату. Оттуда вызывали по очереди арестованных в соседнюю комнату и избивали по одиночке. Стоны, крики истязаемых мы хорошо слышали. Там были избиты Григорий Палагин, Иван Богомыхин, Максим Тоболов, Метясов и другие.
Меня же, Палагину, когда вызвали в пустую комнату, стали ругать и издеваться надо мной, так, секретарь волостного совета Илья Богатырев вынул револьвер, заставил меня разинуть рот и, нацелившись в меня, стал взводить и спускать курок, говоря: «Если не заплатишь, то застрелю».
Меня же, Марунину, вывели ночью в одной нижней рубашке босой во двор, закинули рубашку на голову, а Николай Дьячков угрожал убить меня, вставив револьвер мне в грудь. Всеми этими издевательствами руководил военный волостной комиссар Субботин, бывший стражник, секретарь волостного совета Богатырев, ранее служивший волостным писарем, истративший около 25 000 рублей денег. Теперь они записаны в комитет коммунистов-большевиков. В этих бесчинствах участвовал волостной комитет бедноты. Уездный совет обо всем этом знал. Выслал комиссию по расследованию, которая напилась чая у нас. В волости необходимо беспристрастное расследование, а поэтому просим выслать особую комиссию. Подлинник выслан в ЦИК.
За неграмотностью и по личной просьбы Палагиной и Маруниной расписался Тимофей Марунин.»
ГАПО-ООПФ. Ф.36. Оп.1. Д.79.Л. 52. Документ опубликован.
Серебрякова З.Е. Беление холста. 1917 г.
Так поступали с бабами. Мужиков в таких случаях могла ждать другая участь. Везло, если просто сажали в холодную:
Телеграмма председателя Симбирского губисполкома М.А.Гимова
председателю Болтинского волисполкома Вьюгину
8 февраля 1919 г.
В селе Пильна Курмышевского уезда комбед арестовал 40 кулаков, посадил их в холодную, чтобы понудить заплатить налог. Через три дня шестеро из заключенных найдены замерзшими Предлагается немедленно отправиться в с.Пильна, произвести расследование, виновных арестовать.
Председатель губисполкома М.Гимов.
ГАУО. Ф. Р-200.Оп. 2.Д.271. Л.90.
На фоне представленной выше "белогвардейской лжи" такая "большевистская правда" кажется удручающим самоистязанием. Но так ли это, судить не мне, а профессиональным источниковедам. Это они должны объявить, в чьих газетах слошная ложь, а чьих - чистая правда.
И все же я думаю, как хорошо, что тайные агенты былых не добрались до этих и подобных сведений и не сообщили их белым газетным лжецам. Потому как тогда бы их пасквильные газеты некоторым современным читателям по избежание поражающих впечатлений пришлось бы перед прочтением сжечь.