По версии
журнала CEO и Ассоциации российских менеджеров компания ABBYY заняла 5-ое место в списке самых иннованионных компаний страны этого года. Компании оценивались экспертами по двум параметрам: уровню инновационности и инновационному потенциалу в проведении новых разработок, расширении видов деятельности и рынков сбыта.
Итак, первые 10 строчек рейтинга выглядят следующим образом:
1. Сергей Кириенко. "Росатом".
2. Анатолий Чубайс. "Роснано".
3. Илья Федоров. "Сатурн".
4. Сергей Асланян. "Ситроникс".
5.
Сергей Андреев.
ABBYY.
6. Сергей Боев. "Интеллект Телеком".
7. Максим Одноблюдов. "Оптоган".
8. Ярослав Кузнецов. "Ренова Оргсинтез".
9. Вагит Алекперов. "Лукойл".
10. Герман Греф. Сбербанк.
Познакомиться с рейтингом поближе можно в статье CEO.
«ПЕРВОПРОХОДЦЫ
Самые инновационные компании мира и России, возглавляемые самыми инновационными СЕО, настолько устремлены в светлое будущее мировой экономики, что всем остальным приходится тоже ускориться - иначе рискуешь навсегда остаться в прошлом.
Футурама
Американский деловой журнал Fast Company составляет много рейтингов. Один из них - список самых инновационных компаний мира. Инновации в современном мире почти всегда означают лидерство, и даже небольшая, но по-настоящему инновационная компания способна уже в ближайшее время превратиться в мирового гиганта. За примерами далеко ходить не надо: стремительная экспансия Google и Facebook у всех на виду и на слуху.
Рейтинг основан на опросе экспертов. Во внимание принимались не только технологические инновации, но и. к примеру, маркетинговые. На первых позициях - компании, делающие акцент именно на маркетинг. В первой пятерке оказалась и китайская компания. Это весьма серьезный сигнал о перемещении мирового экономического центра на берега Восточно-Китайского моря. Китайцы впервые появились в рейтинге, составленном американцами, и сразу стали лидерами среди R&D-компаний.
Российский инновационный рейтинг составлен редакцией журнала CEO совместно с Ассоциацией менеджеров России. Компании оценивались экспертами Ассоциации менеджеров России и журнала CEO по двум параметрам: уровню инновационности и инновационному потенциалу - учитывающим соответственно текущую деятельность компании и ее планы на ближайшие 5 лет - в проведении новых разработок, расширении видов деятельности и рынков сбыта. Оба параметра оценивались по десятибалльной шкале, после чего высчитывался интегральный показатель, по которому и определялись позиции в рейтинге. То, что у нас получилось, также вполне отражает экономическую реальность - российскую. Первые места достались госкорпорациям, за ними следуют R&D-компании. Замыкает первую десятку Сбербанк - в основном благодаря смелости Германа Грефа в реформировании архаичной финансовой структуры.
ДЕСЯТЬ САМЫХ ИННОВАЦИОННЫХ КОМПАНИЙ РОССИИ 2010 ГОДА:
1. Сергей Кириенко. "Росатом".
2. Анатолий Чубайс. "Роснано".
3. Илья Федоров. "Сатурн".
4. Сергей Асланян. "Ситроникс".
5. Сергей Андреев. ABBYY.
6. Сергей Боев. "Интеллект Телеком".
7. Максим Одноблюдов. "Оптоган".
8. Ярослав Кузнецов. "Ренова Оргсинтез".
9. Вагит Алекперов. "Лукойл".
10. Герман Греф. Сбербанк.
ДВАДЦАТЬ САМЫХ ИННОВАЦИОННЫХ КОМПАНИЙ МИРА 2010 ГОДА:
1. Марк Цукерберг. Facebook.
2. Джеф Безос. Amazon.
3. Стив Джобс. Apple.
4. Эрик Шмидт. Google.
5. Жэнь Чжэнфэй. Huawei
6. Роберт Жиллетт. First Solar
7. Питер Дарби. PG&E
8. Дэниел Васелла. Novartis
9. МайкДьюк. Wal-Mart.
10. Марк Херд. HP.
11. Джейсон Килар. Hulu.
12. Рид Гастингс. Netflix.
13. Фил Найт. Nike.
14. Пол Отеллини. Intel.
15. Дэниел Эк. Spotify.
16. Ван Чуаньфу. BYD.
17. Джон Чемберс.Cisco.
18. Самуэль Палмизано. IBM.
19. Джеффри Иммелт. GE.
20. Роберт Айгер. Walt Disney.
Напористость и любопытство, способность идти наперекор традициям - вот что приводит компании к инновационным идеям и коммерческому успеху. Чем заняты сейчас главные рационализаторы современного большого бизнеса?
"Хакерство - это хорошо". - говорит основатель социальной сети Facebook Марк Цукерберг и тут же уточняет: он имеет в виду взламывание не сайтов, а стереотипов. Надо уметь рисковать - только так можно поймать удачу за хвост. Впрочем, ему как главному акционеру своей компании в этом отношении немного проще, чем другим: "Если у меня будет неудачный год, меня все равно не уволят". В год кризиса юный Цукерберг проявил себя не мальчиком, но мужем: не побоялся вкладывать деньги в повышение качества продукта. В планах - опередить Google с его 800 млн пользователей. Некоторые верят, что это реально.
Американская компания Amazon, мировой лидер в области электронных книг, накинула свои сети на хранение данных, а также занялась расширением видео- и музыкальных сервисов, традиционно считавшихся вотчиной Apple и Google. Теперь же mpз-store Amazon устанавливается на мобильных телефонах - Apple, правда, пока еще не нервничает, но наблюдает пристально. Не забывает Amazon и улучшать портал, обрабатывающий по 10 тысяч запросов в секунду, а мобильная версия сайта позволяет сравнивать продукты и цены и покупать товары одним кликом. Заказав одни фильмы на DVD. другие вы сможете посмотреть онлайн. Результат - прибыль выросла на четверть и составила $24 млрд, а цена акций взлетела на 176%. Трудно поверить, что Apple открыла свой аппстор всего 2 года назад. Сейчас там более 140 тысяч приложений, и владельцы айфонов с трудом представляют себе жизнь без "ай-пробок", игр и переводчика. За 2 года пользователи скачали 3 млрд приложений - это приносит Apple ежегодную прибыль в $1 млрд. С долгожданным выходом айпэда эти цифры только вырастут. А ведь на подходе очередная версия айфона.
С айпэдом компания вышла на рынок планшетных компьютеров, и в отличие от конкурентов весьма удачно.
В первый же день ушло 300 тысяч устройств, и старт продаж в Европе пришлось отложить на месяц из-за ажиотажного спроса. С этим устройством Apple планирует завоевать и книжный рынок: в гаджете есть библиотека. Получен важный сигнал - прошлой осенью скачивание книг в аппсторе впервые превысило скачивание игрушек. Также Apple ведет переговоры с киностудиями о закачивании в айтюнс сериалов. Не за горами новое поколение айтюнса. позволяющее за умеренную сумму подписываться на любимые телешоу и смотреть их в удобное время. В прошлом году мировой интернет-лидер Google представил Buzz - социальную сеть по типу Facebook. Buzz автоматически получил всех пользователей Gmail - гугловской электронной почты: впрочем, пользуются сервисом далеко не все. Запущен также собственный браузер Chrome, уже обогнавший Safari от Apple. Стоит упомянуть и амбициозный план Google оцифровать все книги в мире, создав поистине вавилонскую электронную библиотеку. Расширяя границы бизнеса, Google открыл новый музыкальный сервис, начал тестировать службу по прокату фильмов, a YouTube подписал соглашения с мировыми кинокомпаниями о показе эксклюзивного видео. Мобильная аудитория Google за год удвоилась - сейчас это 25 млн пользователей, на Google приходится 86% всего рынка мобильного поиска.
Новичок в списке инноваторов - китайская компания Huawei Technologies. Хорошее качество продукции и постоянные обновления в совокупности с традиционно низкими китайскими ценами вывели Huawei в лидеры поставщиков телекоммуникационных запчастей. В конце прошлого года компания выиграла тендер на прокладку в Норвегии сетей 4g- опередив при этом Ericsson и Nokia. За год доля компании на рынке удвоилась и составила 20%. Американской First Solar, занимающейся солнечной энергией, первой в мире удалось снизить стоимость солнечного ватта до $1. Сейчас этот показатель упал до 85 центов -самая низкая цена в индустрии, вполне конкурентоспособная по сравнению с традиционными видами энергии. Новейшие технологии, массовое производство, вертикальная интеграция - First Solar использует все инновационные подходы.
В первую десятку мировых инноваторов вошла и самая "зеленая" электроэнергетическая компания - американская PG&E. В портфолио этого предприятия все виды энергетики - от гидро- и газовой до ядерной. PG&E обеспечивает 5% энергетических нужд США, производя при этом всего1% всех вредных выбросов индустрии. Компания активно инвестирует в следующее поколение энергетических технологий. Например, в этом году PG&E купила компанию Solaren и собирается с ее помощью размещать солнечные панели на космических спутниках, откуда энергия пойдет вниз на Землю. Конкурентоспособная цена космической энергии обещана к 2016 году. Швейцарская фармацевтическая компания Novartis прославилась тем, что сделала вакцину от свиного гриппа. Правда, сейчас выяснилось, что никакая вакцина не нужна, и вообще вся история со свиным гриппом смахивает на гигантскую аферу, но. когда эксперты Fast Company составляли свой список, это еще не было известно. Конечно, компания весьма инновационная - хотя бы потому, что специализируется на редких болезнях и инвестирует в самые рискованные проекты. Инновационность Novartis проявилась и в устройстве офиса - решено вовсе отказаться от стен и привычных закутков: теперь сотрудники лаборатории могут, не снимая перчаток, нажать на кнопку и тут же переговорить по интересующему вопросу с коллегами из США. обменяться химическими формулами. Крупнейший в мире ритейлер, американская компания WalMart поставила на "зеленое": продавать лишь экологичные продукты, использовать только возобновляемую энергию, никаких вредных выбросов в атмосферу. Обязались за год продать 100 млн энергосберегающих лампочек и, несмотря на повышенную цену, перевыполнили план на треть. Разместили на крышах 20 своих магазинов в Калифорнии солнечные панели и избавились таким образом от 8 тысяч метрических тонн вредных эмиссий в год. Расширили проект еще на 20 точек, и сейчас солнечная энергия удовлетворяет до 30% всех энергетических нужд компании. Восторг "зеленых" вызывает магазин Wal-Mart в Канзас-сити. Система, использующая дневной свет вместо электрического, самые новые и экономичные дисплеи на кассах, отражающие полы, вентиляция на испарении -сбывшаяся мечта гринписовца! Последняя идея Wal-Mart -оценить экологичность каждого продаваемого товара и повесить на него соответствующий ярлычок. Технологический гигант HP берет и количеством, и качеством. В прошлом году компания обогнала Dell по продажам персональных компьютеров, а по части дизайна наступает на пятки общепризнанному гуру в этой области -Apple. HP активно диверсифицирует бизнес и не забывает старые добрые принтеры - теперь они связаны через Интернет, и при желании можно отправить документ на печать, находясь хоть в другом полушарии. В России в смысле инноваций своя специфика. Термин хоть и невероятно модный, но пока не очень понятный. Многие компании, чтобы не ошибиться, так себя и называют - не интернет- или технологическими компаниями, а просто инновационными. В подмосковном Сколкове недавно обнаружили отечественную Силиконовую долину. Бизнесу в этом наукограде обещают 10-летние налоговые каникулы и привилегии в тендерах на госзаказы. Впрочем, одной доброй воли властей предержащих недостаточно - компании жалуются на трудности с получением кредитов и не самое быстрое взаимодействие с государственными структурами. Многие предприятия, которые могли бы быть локомотивом российских инноваций, обзавелись зарубежной пропиской: Parallels. Acronis, IPG-Photonics. Тех же. кто остался, можно разделить на 2 группы: крупные компании, не жалеющие денег на собственное развитие, и самородки с далеко идущими идеями.
Говоря о российских инновациях, никак не обойтись без госкорпорации "Роснано". Задача компании - инвестировать в проекты будущего. В прошлом году 36 проектов получили на реализацию почти 100 млрд рублей. Создание оптических приборов высокого разрешения, лечение рака с помощью нанотехнологий, новый метод очистки крови и создание энергосберегающей системы освещения - вот лишь некоторые из программ.
Если во многих областях российским компаниям все еще приходится догонять зарубежных коллег, то в атомной энергетике мы бесспорные лидеры. Компания "Росатом" ставит своей целью довести долю атомной энергии в энергобалансе России до 30% к 2030 году. Наиболее интенсивно "Росатом" развивает три направления - инновации в сфере водоочистки и водоподготовки. разработки новых изотопов для медицины и в области сверхпроводимости. Совместно с "Роснано" ученые "Росатома" разрабатывают опытно-промышленные технологии получения функциональных веществ для ядерной, водородной и обычной энергетики - все с участием нанотехнологий. Девиз компании "Лукойл": "Всегда в движении". "Лукойл" ратует за сохранение окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов. За три года компания планирует потратить на природоохранные мероприятия $1,7 млрд. В программу входят проекты по дальнейшему увеличению степени утилизации попутного газа, рекультивации загрязненных земель, снижению вредных выбросов на НПЗ и снижению водопотребления на производственные нужды.
Ученики нобелевского лауреата Жореса Алферова физики Максим Одноблюдов, Владислав Бугров и Алексей Ковш разработали уникальную технологию производства сверхъярких светодиодов, создали ЗАО "Оптоган", нашли инвесторов и готовят в этом году запуск собственного производства в Петербурге. А IT-компания ABBYY уже два десятка лет является мировым лидером в области лингвистических технологий. Системами распознавания текста ABBYY пользуются 30 миллионов человек в 130 странах мира, а в очередной раз перевернуть офисную и студенческую жизнь должна создаваемая компанией технология распознавания устной речи.
Заразились инновационной лихорадкой и отечественные гиганты ГК "Ренова" и АФК "Система". Проект "Реновы" по созданию производства полного цикла солнечных батарей нового поколения уже попал в одобренную президентом РФ десятку, которая должна вывести российскую экономику на новый виток развития. В активе "Системы" - крупнейшая высокотехнологичная компания в Восточной Европе "Ситроникс", готовая выдать всем гражданам страны электронные паспорта, и "Интеллект Телеком" - научно-исследовательский центр в области высоких технологий и промышленности, разрабатывающий по заказу ЦИК технологию голосования по мобильному телефону. Да что говорить, если даже символ клиентонеориентированности монструозный Сбербанк под руководством Германа Грефа переходит на электронный документооборот и уже осуществил самую полезную для населения инновацию - отменил в своих отделениях обеденный перерыв».
CEO, 3 июня 2010 года
Текст: Анастасия Милютина
Инесса Покровская
Руководитель службы маркетинговых коммуникаций
ABBYY Россия