Литургия и реформы. Очерк 1

Mar 29, 2017 15:29



Флоренский и Литургическая "эзотерика"

Подумалось мне об "авторитетах" у "чрез меру православных" "консерваторов". Так все "защитники" преграждающего путь человеческому взору в алтарь иконостаса ссылаются на одноименный труд на П.Флоренского. Но Флоренский мало того, что был сомнительным авторитетом в богословии (ввиду своего увлечения оккультной Каббалой, что, как мы должны понимать, похлеще всякого экуменизма и модернизма вместе взятых), он еще - как и все каббалисты - был горазд до составления метафизических басен. Это - общая болезнь всех эзотериков - сначала воспринимать каждый чих в обряде как "несущий сакральную информацию", а потом сочинять на этот "чих" многотомные "толкования". При этом Флоренский в области ЛИТУРГИЧЕСКОГО БОГОСЛОВИЯ И ПРЕДАНИЯ был полный нуль. Сам он вспоминал в своем дневнике, что после своего рукоположения в сан пресвитера он служил "всенощное" с таким же неофитствующим диаконом. Они вышли на полиелей и, смотря с трепетом друг на друга, пошли кадить икону... раз, два.... семь. На хоре присутствовал епископ, который и послал своего иподиакона со словами: "Пойди, скажи этим двоим, что хватит, а то всю икону закоптят". И, надо заметить, что Флоренский перед этим уже был профессором МДА, преподавателем со стажем. О чем это говорит? - О том, что вся эта светская профессура была ДАЛЕКА ОТ ЛИТУРГИИ ЦЕРКВИ. Богослужение они не знали и не понимали. И тут тебе, бах! рясу надели! Совершенно алитургичный человек окунается в море литургической жизни. А если у этого человека, не знающего ни истории богослужения, ни его устава, еще и целый груз "левых" мистических идей, что он будет делать? - Понятное дело, он будет через призму этих "идей" "толковать" совершенно ему неведомое богослужение. Плодом такой ситуации и является "иконостас" Флоренского.
Previous post Next post
Up