Originally posted by
abaevan at
осетины не кавказцы? Интернет сводит с ума. Достаточно зайти на любой сайт,особенно на национальный, и чувствуешь как закипает кровь. Грязь льется рекой, оскорбляют друг-друга самыми изощренными методами и словами.Я не националистка,не религиозная фанатка. Я обычная женщина-осетинка,давно живущая вдали от своей малой родины. Тем не менее,меня очень беспокоит ситуация, которая сложилась на Кавказе, особенно, между ингушами и осетинами. Понимаю, что трудно быть объективной в данной ситуации, но все-таки...
Каковы основные" аргументы" наших соседей по региону против осетин? "Осетины- не кавказцы, осетины- пришлые из Ирана, осетины украли у своих соседей культуру, одежду, традиции" и т .п.
Сегодня ни один народ не может совершенно достоверно утверждать о своем происхождении, особенно, если у него нет своей письменности. Этим фактом пользуются всякого рода псевдоученые и краеведы. Сегодня все народы Кавказа претендуют на славное наследие великих алан. Ничего против этого не имею. Всем хочется быть великими, хотя бы в прошлом. Тем более, если их настоящее весьма неприглядно. Однако, не смотря на то, что ВСЕ кавказцы считают, что именно их народ и есть истинные аланы, почему-то только осетинам они отказывают в этом праве - называться и считать себя аланами.
Я не историк по образованию, не археолог, поэтому хочу поразмыслить на тему алан-не алан исходя из общеизвестных фактов. Ничто не исчезает бесследно.
Что известно об аланах? То, что они потомки сарматов. Что известо о сарматах-аланах? Не много.
Но достаточно для некоторого анализа. Известно, что у сарматов-алан женщина принимала участие в боевых походах наравне с мужчинами. Замуж она могла выйти только убив в боях не менее 3-х врагов. Почему так? Потому,видимо, что выйдя замуж и родив детей, в отсутствие в поселениях боеспособного населения / всех мужчин и незамужних женщин /, они обязаны были уметь защитить и себя ,и своих детей,и свое имущество. Какими видами оружия располагали аланы? Лук,стрелы,копья.
Можем ли мы с уверенностью отрицать, что мифические воинственные женщины-амазонки являются женами и несовершеннолетними дочерьми аланов, а не банальными мужененавистницами? Конечно,нет! Из преданий о них известно, что амазонки, якобы, отрезали себе грудь, т.к. она мешала при стрельбе. Сегодня любая спортсменка-лучница подтвердит, что грудь, действительно, создает неудобства.
У ингушей есть предания, что их предки делали набеги на поселения амазонок, те рожали от них детей, девочек оставляли себе, а мальчиков либо убивали,либо отдавали ингушам. Похожие предания есть у дагестанских лакцев из Кулинского района, у дагестанских аварцев из Советского района. Кстати, мужчины именно из этих районов самые высокие и светлые в Дагестане. Мы можем совершенно уверенно сказать, что амазонки жили рядом с этими народами, вступали с ними в связь, не важно, добровольно или нет. Если амазонки- жены аланов, значит, аланы были рядом и с ингушами, и с дагестацами, Тогда получается, что пока аланы, мужья и отцы амазонок, были в боевом походе , аланы-ингуши наведывались к их женщинам? если ингуши - аланы, то почему они не в боевом строю, а в гости к амазонкам?То, что у амазонок были мужья, говорит тот факт, что они либо убивали, либо отдавали своих незаконнорожденных детей их настоящим отцам. Представьте, муж год в походе, возвращается, а у него 3-хмесячный малыш.Вот, наверное, радости было! Вопрос, знали ли ингуши, что у амазонок были мужья? Уверена,что да,знали. Поскольку амазонки вступали с ними в интимную связь, рожали детей , даже знали, кому отдать ребенка, что говорит об неоднократных встречах женщины с конкретным мужчиной / согласитесь, трудно узнать однократного насильника через девять месяцев, да еще и сообщить ему, когда придти за сынулей/, некоторые из них уходили с
этими мужчинами. Все это говорит о том, что они не были мужененавистницами, а пленить их полностью доблестным соседям-"аланам " мещала перспектива встретиться с их мужьями, ИСТИННЫМИ АЛАНАМИ!
Какие штрихи, традиции и обычаи у нынешних кавказских народов могут напоминать о тех временах? Не знаю, как у всех наших соседей, но у осетин есть как минимум два отголоска.
У осетин, вплоть до Октябрьской революции, сохранилась традиция перетягивать девочкам грудь специальным кожаным корсетом . Моя бабушка, 1906 г.р., рассказывала, как перед свадьбой шнурки на корсете, сделанные из тонких полосок кожи, специально смачивали водой, чтобы узелки были покрепче. В первую брачную ночь жених должен был эти узелки именно развязать, а не разрезать ножом. После свадьбы показывали не тряпочку со следами честности невесты, как у других кавказцев, а корсет невесты. Почетным считалось узелки развязать, значит мужчина выдержанный, владеет своими эмоциями . Так вот, перетягивание груди у девочек с момента начала развития молочной железы до самого замужества, я считаю пережитком того времени, когда подобное действие было необходимо ДЛЯ СТРЕЛЬБЫ ИЗ ЛУКА.
У осетин есть праздник, которого НЕТ НИ У ОДНОГО кавказского народа. Это- праздник женщин .
В нем принимают участие только женщины и несовершеннолетние дети. Не является ли это отголоском тех времен, когда женщины, оставшись одни со своими детьми, собирались вместе на посиделки, молились Богу о возвращении своих соплеменников живыми-здоровыми , смеялись, веселились. А когда времена изменились, традиция женских посиделок осталась и сохранилась до наших времен, став ежегодно отмечаемым праздником.
Не знаю, есть ли данные о том, что аланы привозили из походов наложниц, я думаю, что нет. Они возвращались к своим женам-амазонкам.Поэтому у осетин браки моногамные, в отличие от многих других кавказских народов, где многоженство, явное или прикрытое, имеет место быть. Вряд ли они не многоженцы по причине верности или однолюбия. Скорее, причина в другом. Он не мог не считаться с женой, которая в недавнем прошлом была таким же воином, как и он сам. Равная ему в смелости, храбрости, да еще и родившая и защитившая его потомство. Не хочу обидеть женщин других кавказских народов, они все красивые и достойные, но факт есть факт: такого высокого положения в семье и в обществе в целом, какое имеет женщина-осетинка, не имеет ни одна другая кавказская женщина. Нашей женщине не приведешь в дом вторую-третью жену, у нашей женщины не отнимешь детей, у нас ценится женщина образованная, занимающая высокое положение в обществе. Даже в эпоху развитого мужского шовинизма, в советское время, Осетией руководила женщина, что, кстати, не мешало ей подметать большой двор дома, т.е., выполнять свои женские обязанности.
У осетин до сих пор сохранились традиции, закрепленные в виде ежегодных праздников, которые доказывают славное боевое прошлое моего народа, дух уважения и взаимовыручки. Например, праздник, на котором дети делают самодельные стрелы, матери пекут из теста булочки и фигурки, затем дети должны стрелять из своих луков по этим фигуркам. В качестве поощрения - сама фигурка
отдается как приз, на съедения. Это ли не пример "ШКОЛЫ ПО СТРЕЛЬБЕ ИЗ ЛУКА"?
Я хочу донести до сознания наших недругов-оппонентов простую вещь - у осетин есть достаточно оснований считать себя АЛАНАМИ, у нас есть традиции и обычаи, которые прямо указывают на наше славное прошлое. Если у нас отличный от вас язык, другие традиции, иной менталитет, это не значит, что мы на Кавказе чужие. Можно перенять у соседей внешние атрибуты, они не требуют знания языка. Возможно, мы переняли форму одежды, может быть, переняли что-то из музыки. Но то, что требует знания языка, невозможно просто так "украсть"! Поэтому мы и отличаемся от вас всех, что наши традиции вы не смогли перенять, поскольку не знали языка нашего! Это мы можем предположить, что не мы у вас, а вы у нас забрали наши внешние атрибуты, не нуждающиеся в языковой поддержке, т.е. музыку, одежду.
Еще один камень преткновения, яблоко раздора - это нартский эпос. У всех народов Кавказа он присутствует. Но только у осетин он имеет более полную и непрерывную линию. Наши оппоненты утверждают, что осетин ученые стали изучать раньше них, осетины подсуетились, наворованное у других народов наследие выдали за свое. Странно, как получилось, что плагиатор имеет более полную информацию, чем хозяин? Думаю, здесь надо вернуться к амазонкам, женщинам, которые подвергались систематическому насилию и похищениям со стороны соседних племен. Колыбельную своим детям поет Мать, Женщина. Сказки своим детям рассказывает Мать, Женщина. Аланка-амазонка, попав в плен или добровольно выйдя замуж за мужчину другого племени, рассказывала
своим детям СВОИ сказки, СВОИ легенды, особенно, если женщина тосковала по своим близким.
Думаю, что именно по этой причине у разных народов Кавказа, не связанных между собой языковой общностью, имеются одинаковые сказания со схожими именами героев.
Кстати, вспомним героев русских сказок : Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алешу Поповича.
Во всех сказках первые два предстают как огромные богатыри, а Алеша как хрупкий нежный юноша, похожий на девушку. Подчеркивают, что именно похож на девушку, но нигде нет ни слова о том, что это и есть, скорее всего, девушка! Известно, что Илья Муромец пролежал на печи 33 года, а когда понадобился Родине, встал и защитил народ от неприятеля. А откуда другие два богатыря? Чем занимался Муромец 33 года, ведь понятно, никто не мог пролежать столько лет и сохранить силу.
Против кого воевали богатыри, от кого защищали славян? Ясно одно, они не были, скорее всего, "местными славянами", поскольку принимали Алешу Поповича за мужчину, не походили на них ростом, образом жизни. Но и не были их врагами, наоборот, защищали население. Описание богатырей, их одежда, их внешность, наличие женщины-воина - все это полностью совпадает с описанием НАРТОВ. Светлые волосы, голубые глаза, высокий рост, кольчуга. Как получилось, что и славяне, и кавказцы имеют таких схожих героев?Может быть, нарты и русские богатыри один и тот же народ? Или это отдельное войско, армия? Хотелось бы узнать другие версии. Одно, я думаю, видно невооруженным глазом - аланы и славяне имели намного больше тесных контактов и общего, чем принято считать. В том числе и так называемое язычество. Об этом сейчас не буду,в другой раз.
В общем, братья-соседи, доказывайте свою причастность к аланам на основании известных фактов из своей истории, а не путем добывания сомнительных доказательств, указывающих на несостоятельность нашей истории.