Peter Greenaway in Kiev

May 30, 2009 23:45

Как и анонсировал посетил лекцию Питера Гринуэя. Сразу хочу сказать - это стоило любых усилий, которых правда не было. Гринуэй очень харизматичен, лекция была безумно интересной, а ее речь в ней шла о проблематике современного кино, которое уже лет 50 как не актуально, но живет в неизменном виде исключительно по инерции, и о том какое кино должно быть, а оно должно быть интерактивным, должно избавиться от основных ограничений присущих современному кино - кино должно быть индивидуальным и рассчитанным на индивидуальный просмотр, кино должно избавиться от основных ограничений присущих традиционному кино - тирании камеры, тирании экрана, тирании актера, тирании текста. Более того он показал свои эксперименты в этом направлении - это было просто супер! Только вот если его лекцию я как-то смог законспектировать - конспект в тезисах можно найти «внутри» поста, как и фотографии, но видео, которые демонстрировал мэтр, я показать не могу, а это было одним из основ этого мероприятия. Но не буду затягивать в «наружном» посте - отчет о мероприятии, тезисы лекции и фотографии Вы сможете найти «внутри». А перед этим несколько фото preview.




Вначале фото, а отчет и конспект после.
Питер Гринуэй и Apple product placement -


Почти все время до начала лекции с Гринуэем "тусил" Ступка-старший -








А потом я пошел за автографом к мэтру. Перекинулись парой слов, пожали руки, и я получил автограф на программку фестиваля "I love Kiev" -


Человек в черной майке, проверяющий орфографические ошибки в тексте Гринуэя - это я ))


А вот и автограф П.Г. -


А это его же автограф, но на руке моей соседки -


А теперь "отчет" -
Начну с впечатлений. Как я уже говорил - мероприятие было замечательным, но его замечательность была исключительно заслугой Питера Гринуэя, а организация мероприятия была жуткой, местами катастрофической, что чуть не привело к срыву мероприятия - во первых нас практически сразу же огорошили тем, что показа видео не будет потому что организаторам не хватило щнуров, чтобы соединить MacBook Питера с проектором, а видео это основа мероприятия! Питер решил дать организаторам время на решение проблемы и начал лекцию. Через час, мероприятие всего продлилось около 2,5 часов, организаторы нашли шнур, но заявили, что звука не будет. Еще через час смогли органимзовать звук, но без стерео эффекта, а у Гринуэя звук рассчитан на 2-х канальную трансляцию и часть звуков мы не слышали… Это техника. Кроме этого была огромная проблема с переводом - как я сразу для себя заметил, лучше бы переводчика не было… Питер говорил на прекрасном классическом английском языке, очень разборчиво. Очень эмоционально с расстановкой четких акцентов. А молоденькая переводчица, кроме того, что переводила на украинский язык, который явно знала не самым лучшим образом - лучше бы говорила на русском - и ей проще и нам понятнее, но она «гасила» все эмоции и акценты мэтра, часто очень некорректно переводила, терялась в терминологии. Сам Гринуэй за свое выступление раз 5 переспросил у зала «Меня верно переводят?». Из перевода меня особо развлекали ее переводы «крепких» словечек мэтра, но это в тезисах лекции - fuck переводился как «черт», «какого черта» или вообще не переводился. Но какое-то знание английского, эмоциональность Гринуэя и ценность информации скрасили все, поэтому итог положительный.
Началось все с раздачи автографов - это происходило без ажиотажа и огромных очередей, так что я сам решил взять у метра автограф. Пока я стоял за автографом, а передо мной стояло не более 5 человек, я заметил, что только один человек взял автограф на обычную бумажку, а остальные просили поставить автографы на такие предметы - на страницу паспорта, на купюру 50 гривен, на кожаный чехол фотоаппарата. Моя соседка попросила поставить автограф на руке, девушка, которая последней брала автограф, попросила его поставить себе на живот… так то.

Стенограмма лекции в виде тезисов. Надеюсь Вы сможете разобраться в сути материала.
- П.Г. против кино как сидения в кинозале 2 часа - он выступает за DVD, как кино индивидуального просмотра.
- Зачем делать то, что 140 лет назад (с момента изобретения киноматографа) и еще какое то время было необходимостью - техника не позволяла домашний просмотр, а теперь необходимостью не является
- Необходим перенос просмотра кино в комфортные для зрителя условия
- Будущее за интерактивностью и мультимедиа, а это возможно только при индивидуальном взаимодействии зрителя и кино-продукта
- Толпа не может иметь хорошей связи с экраном - это индивидуально и смотреть надо индивид.
- В кинозале есть только одно хорошее место в зале - это примерно 7-й ряд по центру. В этом месте обычно сидят режиссеры, когда снимают кино и рассчитывают на его просмотр именно из этой точки.
- Кино как связь с общественной жизнью, социальной и политической жизнью полностью прошло с изобретением пульта дистанционного управления к телевизору в 1983 году
- Разрыв связей кино и социальной жизни начался в 60-х гг 20 века.
- Например в Англии пик кинопросмотров был во времена Битлз - в 1963 г. После этого связь кино с обществом и влияние кино на общество начало снижаться.
- По мнению П.Г. основа современного кино - это эстетика
- Основными причинами снижения актуальности современного кино являются такие факторы:
-- Тирания текста
-- Тирания кадра
-- Тирания актеров
-- Тирания камеры
- Тирания текста - кино базируется на тексте - это сценарии. Все фильмы начинаются с текста, те же “Garry Potter & Fucking Rings” (цитата). Это книги, а не фильмы. Но без текста нельзя объяснить продюсеру зачем режиссеру деньги на фильм, а без объяснений денег не будет - не будет и кино.
- Продюсеры визуально безграмотны - они понимают только слова и тексты - картинки, образы, фото им ничего не говорят. Но это касается не только продюсеров, вообще только 8% людей имеют понимание графических образов и визуализаций, но это не потому, что это что-то врожденное - нет, эти люди получили соответствующее образование. А вот понимание текста есть у всех - всех в раннем возрасте заставляют учить алфавит, читать и писать. И люди всю жизнь тренируются в понимании текстов. А с пониманием графики пока все достаточно плохо, но это меняется и те, кто уже имеет соответствующее образование - художественное, дизайнерское, архитектура и т.п. имеют огромное социальное преимущество.
- Сейчас проходит революция между изображением и текстом. Долгие века текст все решал и был основой всего, а изображение было второстепенно на роли иллюстрации к тексту. Но изображение сейчас заявило о своих правах на первенство.
-- Умберто Эко заявил что компьютеры дали изображению шанс на победу и этот бой изображение победит.
-- Кстати время текста было временем мужчин - они более склонны к линейному текстовому мышлению. Время изображения впускает в кино женщин - образное мышление это их прерогатива.
-- Все дети рисуют, но ближе к юношеству акценты образования смещаются так, что работа с текстом вытесняет работу ребенка с изображением и лишь не многие по собственной инициативе продолжают работать с изображением.
-- Вроде бы кино специально создано, чтобы изображение было главенствующим, но это не так - сейчас все кино на основе текста. Мы всегда смотрели не кино, а иллюстрированный живыми картинками текст.
-- Сейчас необходимо разрушить связь текста и кино. Писателям-сценаристам нет места в кино - писатель должен писать романы, а не создавать фильмы.
-- Но текст пока нужен, но только для того чтобы выбить из продюсера денег. Так что только деньги мешают выйти из этого порочного круга. Но возьмите деньги с помощью сценария и выкиньте сценарий - идите снимать кино.
-- Кино должно быть автономным СМИ, которое не связанно с текстом, а работает исключительно с изображением.
-- Теперь все должны учиться в сфере изобразительного искусства, чтобы иметь возможность эффективно жить в современном социуме, создавать и воспринимать новое кино.
- Следующая тирания, мешающая развиваться кино - это тирания экрана.
-- В природе нет экрана и кадра - это искусственно. А все искусственно созданное можно и нужно разрушить, чтобы создать тоже но естественным или близким к естественному способом.
-- Мы живем не на экране и жизнь видим не на экране, а многомерно.
-- Тирания одномерного прямоугольного экрана началась, когда художники решали стать автономными от архитектуры (роспись объектов архитектуры) и начали создавать отдельные произведения. Наиболее удобным форматом для них оказался прямоугольный кусок холста.
-- Но использовать не естественный и реально не удобный для зрителя прямоугольный экран только потому, что это было удобно художникам доисторических времен, не разумно.
-- Театр создал прямоугольный зал и кулисы для показа живых картинок взяв бенчмаркой холсты художников, кинематограф взял за основу экрана прямоугольные кулисы театра, телевиденье взяло за основу прямоугольника телевизора экран кинозалов.
-- Скоро тирания экрана и рамки разрушится - рамка это просто удобный способ для ленивых.
-- Экран имеет мало общего с нашим взглядом на мир и должна быть разрушена.
-- Примерами альтернативного - многомерные экраны, экраны различных форм и многослойной многомерной трансляции.
- Тирания актеров - кино это не площадка для Шеррон Стоун.
-- Если представить размеры кино, то актер там занимает не много места. Но мы до сих пор используем актеров как Чехов в своих представлениях и пьесах.
-- Лучший актер тот кого не учат быть актером. Если вы играете и это видно - вы плохой актер. Актером не надо манипулировать.
- Тирания камеры - камера это дурной механический инструмент, который видит все прямолинейно и в весьма ограниченном диапозоне. Человек видит и чувствует иначе. Камера снимает только то, что перед ней - она не производит ничего.
-- Оператор не может сделать так, чтобы камера видела все, что он видит сам. Речь не идет о линейном виденье, а о образном виденье, когда передается не отображение окружающего мира, а мир через призму виденья режиссера.
-- Пикассо - «я рисую не то что вижу, а то, что думаю». Камеры только видят, но не думают.
-- Эйзенштейн на встрече с У. Диснеем говорил, что Дисней единственный настоящий режиссер, потому что Дисней не снимал, а сам творил то, что видел или то, о чем думал.
-- Кино должно быть полностью креативным.
-- В современном кино все предсказуемо и стереотипно. Большинство из нас христиане и как нас учит христианство, мы все ждем «хороший финал», поэтому кино приспособилось под наши ожидания и мы всегда получаем в кино хороший fucking финал (цитата).
-- Голливуд был создан евреями и итальянцами, которые любят «хорошие» финалы по религиозным соображениям. Нам надо отойди от христианства и бросить идею хорошего финала.
-- Фрейд написал свой труд за полгода до создания Люмьерами камеры - поэтому кино всегда дуально - всегда есть плохие и хорошие, они однозначны, мы все легко определяем плохих и хороших, знаем, что финал будет положительным и исходя из этого всегда можем предсказать сюжет кино. И так уже многие десятилетия мы имеем одинаковые фильмы.
- Я не люблю кинофестивали - это пустая трата времени. В Европе около 8000 международных кинофестивалей и основные причины организации кинофестивалей не имеют ничего общего с кино.
-- Самые известные и популярные европейские кинофестивали были созданы фашистами: Берлинский кинофестиваль был создан Геббельсом, Венецианский кинофестиваль был создан Муссолини, Каннский - был создан фашистским режимом Виши. Если отнестись к этому как к закономерности, то появляется весьма некорректный вопрос к организаторам этих 8000 европейских фестивалей. Но кинофестивали это серьезный бизнес.
- Кино может быть интересным явлениям, но сейчас это не так. Один человек это не может изменить. Но можно с помощью терпения и старания это можно сделать. Я этого не сделаю - я слишком stupid и поверхностен, но я делаю первые эксперименты с новым кино. Но изменю новое кино не я. Эти люди уже есть, ждать надо еще 15-20 лет.
- Есть теория, что каждому культурному явлению отведено свое время в три поколения. Сейчас время идет все быстрее - и сейчас это происходит так - отец создает, сын развивает, внук выбрасывает. В европейском кино это выглядит примерно так: Эйзенштейн создает, Феллини развивает, Годар выбрасывает и делает по своему.
-- 1983 года смерть наступила смерть кино с рождением пульта дистанционного управления. Идея с пультом зародила идею интерактивного кино.
- Настоящие великие художники создают в свои произведения вкладывают свое виденье всего мира, как бы создавая собственную энциклопедию знаний и эмоций всего мира.
-- Данте Алигьери
-- Шекспир - энциклопедия эмоций
-- Дарвин - энциклопедия мира через систему эволюции
-- Джеймс Джойс
-- Энштейн
-- отец Виржинии Вульф умер создавая энциклопедию биографий всех известных на то время поэтов и писателей и умер, находясь на букве «к» этой энциклопедии.
-- Мы все пытаемся собрать в себе всю полученную от мира информацию
-- П.Г. создал новую технология виджей - как диджей, но с видео. П.Г. может играть с видео, как диджей с пластинками, с помощью специального видео-сенсорного устройства, созданного специально для него в котором можно одновременно играть с 6000 видеофрагментами. С этой системой и оркестром П.Г. путешествует по миру как поп группа - недавно были в Москве, играли в метрополитене, собираются в Австралию.

После этого были показы роликов экспериментов «нового кино», хорошо запомнился первый на 7,2 минуты в котором он постарался максимально отойти от всех перечисленных тираний и использовать концепцию передачи мира в произведении искусства. Ролик за это время показал историю и виденье мира глазами итальянского искусства за всю ее историю существования до сегодняшнего дня. Это было показано в виде видео микса из изображений ключевых произведению искусства, образов, документальных кадров и т.д. Все это показывалось на десятке экранах, расположенных в различных плоскостях и различных форм - разноразмерные параллелепипеды, сектор круга, экран формы триумфальной арки.
Просмотрели еще около десятка различных видео в среднем по 5-10 минут каждый ролик, которые отражали вышеперечисленную концепцию П.Г.

P.S. Иногда казалось, что мероприятие использует product placement от Apple - на практически пустом столе П.Г. стояли два флагмана линейки MacBook - MacBook Pro и MacBook Air, которые выглядели как два тополя на Плющихе. Более того, когда начинался показ видео и гас свет в зале, характерные горящие яблоки на крышках ноутов светились как неоновая реклама. Молодцы эти «яблочники» - у других брендов ноутов нет таких светящихся логотипов на крышках… только они могут даже в полной темноте рекламировать сами себя ))

лекция, фото, photo, peter greenaway, мастер-класс, Питер Гринуэй, отчет

Previous post Next post
Up