Обычно я дополняю свои посты через авто-комментарии, но в случае с тиарой Napoleonic Cut-Steel Parure тема разрослась настолько, что и дальше размещать иллюстрации в комментах уже неудобно.
История начиналась с рассказа о необычной стальной тиаре, продолжилась тем, что всплыли факты о советских реставраторах, изготавливавших стальные тиары в качестве дипломатических подарков.
В комментах я рассказала о том, на каком уровне работал реставратор Буторов и дала ссылки на его изделия.
Но те, кто знаком с работой реставраторов, знают: одно дело высокопрофессионально отреставрировать какой-то исторический артефакт, и совершенно другое - создать что-то своё, новое, да ещё и точно попасть в стиль конкретной эпохи.
Я с легкостью могу приписать авторство Буторова стальному бандо из коллекции драгоценностей шведской Короны, но мог ли он самостоятельно разработать дизайн Napoleonic Cut-Steel Parure?
А вот в этом я уже сильно сомневаюсь ...и всё же: ЧТО НЕ ТАК С ЭТОЙ ТИАРОЙ?
Начало:
Napoleonic Cut-Steel Parure - драгоценность или бижутерия? Евгений Васильевич Буторов. (Предположительно 1984г.)
Е. Буторов. Ожерелье «бриллиантовой» огранки. Сталь. 1978
Cut-Steel Bandeau
https://www.thecourtjeweller.com/2021/07/the-swedish-cut-steel-bandeau-tiara.html Когда рассказывают о предположительной датировке Napoleonic Cut-Steel Parure, иногда ссылаются вот на этот портрет Каролины Бонапарт, сестры Наполеона Бонапарта:
Каролина Бонапарт. Самая младшая из сестёр Наполеона Бонапарта. Супруга Иоахима Мюрата с 1800 года, королева Неаполя в 1808-1815 годах.
Кронпринцесса Виктория.
Очевидно определенное сходство и силуэтов диадем, и отдельных элементов.
Среди многочисленных диадем самой Жозефины Богарне нет ничего настолько же похожего .
А насколько популярен был мотив с колосками и дубовыми листьями в эпоху Ампир?
Колоски в то время были очень даже в ходу.
Роберт Лефевр. Портрет Жозефины де Богарне, (около 1805)
Сохранился даже наряд мадам Беранже, который она надевала на коронацию Наполеона в 1804 году.
(Поскольку мадам Беранже не принцесса и не родственница императорской четы, поэтому по этикету ширина вышивки на её платье не должна превышать 10 см.)
Интересно, что зачастую подобная вышивка выполнялась не крученной золотой нитью, а аналогом люрекса:
А какие диадемы были популярны именно во Франции и именно во времена Наполеона Бонапарта?
Существует несколько живописных полотен, изображающих коронацию Наполеона и Жозефины, на которых хорошо видно, что тогда носили.
Туалет Жозефины перед коронацией. Гектора Виже, 1865. г.
Ампир (от французского empire - империя):
"Стиль зародился как часть неоклассической моды, возродив стили из греко-римского искусства, которые изображали женщин в свободных прямоугольных туниках, известных как пеплос или более распространенный хитон, которые подпоясывались под грудью, обеспечивая поддержку и прохладный, удобный наряд, подходящий для теплого климата."
Образ античной грации дополнял такой аксессуар, как венок, - из лавровых или оливковых ветвей, из колосков или роз - но ВЕНОК!
Невозможно в диадеме стиля Ампир развернуть дубовые ветви от центра к краям! Это нонсенс!
Это восприятие образа сохранялось и во все последующих эпохах:
Тереза Саксен-Гильдбурггаузенская. Принцесса Саксен-Гильдбурггаузенская, дочь Фридриха, герцога Саксен-Альтенбургского и Шарлотты Мекленбург-Стрелицкой, жена Людвига I, короля Баварии. Королева-консорт Баварии в 1825-1848 годах.
British Museum Diamond oak-leaf tiara.Convertible into a corsage ornament.English about 1855
Тиара «Русское поле» - реконструкция по сохранившимся фотографиям и описанию диадемы Марии Федоровны Романовой "Колосья".
Москва, 1980. Автор В. Николаев; ювелиры В. Николаев, Г. Алексахин, Платина, золото, серебро, бриллианты.
В 1927-м году «Колосья» ушли с молотка на лондонском аукционе Кристи, как и множество других драгоценностей династии Романовых. В чьи руки попала уникальная вещь, как сложилась ее дальнейшая судьба - неизвестно. Существует предположение, что тиару разломали на части и продали на вес.
Советские ювелирные реплики исторических украшений, хранящиеся в Алмазном фонде (с)Малахитовая шкатулка
https://dzen.ru/a/ZB5ASHjZNkVHweza Тиара «Русская красавица»
Москва, 1987. Автор В. Николаев; ювелиры В. Николаев, Г. Алексахин. Платина, золото, серебро, бриллианты, 25 культивированных жемчужин
Оригинал - тиара с великолепным жемчугом, принадлежавшая Александре Федоровне (1798-1860), жене Николая I.
1841 года работы Карла Болина. Перепродавалась многократно.
Брошь "Цветочная фантазия"
Это творение создано советскими ювелирами под впечатлениями от старинных украшений в 1991-м году. Это самостоятельное произведение, не имеет аналогов.
Брошь-бандо состоит из пяти подвижных секций и она трансформируется в подвески, небольшие броши, также собирается в колье. Вес украшения - 400 грамм, изготовлено из платины, золота, 1135 бриллиантов, 68 рубинов и 15 жемчужин.
Ко всему вышесказанному можно добавить только ещё несколько фото придворных костюмов фрейлин российского императорского двора, которыми могли вдохновляться ювелиры:
По всей видимости, на бархатный кокошник разрешалось приколоть броши по своему вкусу:
Нельзя с уверенностью утверждать, что шведскую тиару изготовили именно советские ювелиры и реставраторы, но их квалификация позволяла им это сделать, подобные изделия изготавливались в то время не единожды; тиары делали и конкретно для дипломатических подарков.
Единственное, что совершенно точно можно сказать: шведская тиара - НОВОДЕЛ!