как-то не получается серьезно относиться к теме кризисов и систем воспитания и всяких must.
вот сейчас Айка заорала очень громко и настойчиво "Я САМ!" и мы заржали. вот это же оно! классическое.
но очень смешное.
мне понравился
вебинар петрановской про кризис 3 лет (пока что получается, что это единственный психолог-педагог которого я как-то читала-смотрела). мне близок ее здоровый пофигизм. но даже у нее есть фразы типа что никак вот без чего-то не обойтись (периода, когда ребенок ест с ложки сам и обильно пачкается, например), а мне кажется что даже это можно более-менее миновать, ну или пройти в сильно облегченном варианте. например, кормить из ложечки самому или пустить на самотек пусть ест руками и что хочет и когда хочет (а в это время мелкая моторика и разумок ребенка натренируется на более интересных занятиях, например, вырезании, лепке, рисовании и потом он запросто это применит к самостоятельному питанию с инструментами - в чем проблема?). у нас не совсем так, но допускаю, что может быть и так.
мы вобщем-то уже прошли разные этапы развития минуя традиционно им сопутствующие (коляски, памперсы, соски, загончики, кровати, столики для пеленания, присыпки, слюнявчики и т.п.). что-то был наш выбор, что-то от природы - вот у айки зубы поздно стали лезть, когда она уже в разумке была и мы не в теме всех этих зубных проблем. ну просто так получилось. как-то очевидно, что тем или иным путем ребенок вырастет и возьмет свое.
интересно, что некоторые мои подруги и не только подруги пишут про т.н. французкую педагогику (как бы не забаловать детей), и про вред раннего развития, опережающего данный уровень ребенка (что немножко лукавство, ведь их дети и так рано читают и много чего умеют - с ними занимаются, просто не называют это ранним развитием, но про ранее развитие напишу отдельно).
а мне наоброт - раньше времени не хочется отрывать. сам вырвется. очень хорошо видно (по крайней мере с нашим ребенком, как легко и радостно ребенок отрывается, и идет исследовать мир, и учится самостоятельности, когда уверен в опоре и принятии). забавно, вижу параллель - как я против раннего отрыва и ЗА всяческое балование, одновременно не гнушаюсь развивающими занятиями опережающими данный уровень ребенка (почему бы нет? прямо по Выгодскому - учимся в ЗБР).
мне кажется преждевременный отрыв ребенка (например, отрыв от груди раньше, чем ребенок сам отказался) в чем-то аналогичен преждевременному вмешательству в область знаний и умений. но первое для меня однозначно плохо. а второе как раз ОК. надо бы сделать опрос - есть ли антикорреляция в отношениях к первому и второму)
тут можно спорить, но каждому свое. а дети так или иначе не пропадут :)