Одно из самых нелогичных действий, которое могло бы быть предпринято на уровне местной власти, - это запустить городскую программу по приведению в порядок парадных фасадов и при этом не позаботиться о сохранности результатов этих похвальных трудов. К сожалению, именно такую картину с грустью приходится наблюдать в Челябинске, где администрация профинансировала работы по ремонту облицовки зданий, но вопреки логичным ожиданиям не оказала должного воздействия на собственников и арендаторов, чтобы те не уродовали фасады своими кондиционерами.
Лично меня эта тема интересует давно. Причем как часть одной общей проблемы - внешнего вида жилых и нежилых зданий как одной из важных составляющих городской среды. Возвращаясь конкретно к теме кондиционеров, давайте договоримся. Если вы не считаете, что хаотично развешанные (как сейчас почти повсеместно) наружные блоки сплит-систем уродуют фасады и с этим надо бороться, то вам незачем дальше читать этот пост. Тем более многабукв, вам будет не под силу… Если же вы разделяете мою точку зрения, то я приглашаю вас к обсуждению этой проблемы и возможных путей ее решения.
К сожалению, чувство вкуса и меры должным образом развито далеко не у всех. Строго говоря, я вообще сомневаюсь, что это сильная сторона рода людского. Собственно, по этой же причине человечество изобрело механизмы регулирования, которые, к слову сказать, могут неплохо воспитывать в людях и чувство вкуса, и чувство меры. Так, например, происходит в некоторых странах, которые вы сами же без труда назовете. К сожалению, Россия к этим странам очевидным образом не относится. Впрочем, пока я готов говорить лишь за отдельно взятый Челябинск.
И коль скоро в нашем чудесном городе тезис о том, что разрешено все, что не запрещено, воспринимается буквально, я поинтересовался, а есть ли собственно какие-то запреты. За помощью обратился не к кому-нибудь, а к Станиславу
arsboni Вахрушеву, чьей сильной стороной считаю как раз подобного рода ревизии и экспертизы.
К каким же выводам пришел Стас?
Самое главное - это то, что наши подозрения о наличии в Челябинске соответствующей нормативной базы, полностью оправдались. Есть подпункт 8 пункта 45 Правил содержания, ремонта и реставрации фасадов зданий на территории города Челябинска. Эти Правила утверждены решением Челябинской городской Думы от 25 октября 2011 г., № 28/11. И обозначенный подпункт в обозначенном пункте не разрешает размещение наружных блоков систем кондиционирования и вентиляции на поверхности лицевых фасадов.
Есть, правда, в тех же Правилах такая оговорка. Она сформулирована в подпункте 11 пункта 45: «наружные блоки систем кондиционирования и вентиляции, антенны должны размещаться упорядоченно, с привязкой к архитектурному решению фасада и единой системе осей, с использованием стандартных конструкций крепления и ограждения, при размещении ряда элементов - на общей несущей основе». Но, как мы все прекрасно понимаем, это совсем не наш случай. Лично я припомню единицы зданий, где выведенные на лицевой фасад наружные блоки сплит-систем упорядочены соразмерно хоть какой-то логике, а не рассыпаны в уродливом хаосе. Зато сплошь и рядом можно встретить ситуацию, которая, по идее, запрещена прямым текстом. Речь идет о «размещении вышеупомянутых систем на архитектурных деталях, элементах декора, поверхностях с ценной архитектурной отделкой, а также их креплениях, ведущих к повреждению архитектурных поверхностей».
Что грозит нарушителям? Речь идет об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 3 Закона Челябинской области от 27 мая 2010 года № 584-ЗО «Об административных правонарушениях в Челябинской области» - нарушение установленных муниципальными нормативными правовыми актами требований по содержанию и ремонту фасадов. Составлять протоколы об административных правонарушениях по данной статье уполномочены должностные лица администраций районов города Челябинска, а рассматривать соответствующие дела об административных правонарушениях - административные комиссии при администрациях районов в городе Челябинске.
Санкция упомянутой статьи влечет предупреждение или наложение административного штрафа: на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей. Суммы конечно, не ахти, хотя, на мой взгляд, если бы город обратил на эту тему внимание, то мог бы давно инициировать их поправку в сторону увеличения, а во-вторых, с учетом массовости нарушений, даже при действующих тарифах организовать некий приток денег в городскую казну. А еще лучше - оставить их в районах, тем паче что теперь у них будут свои бюджеты. И уж что точно не поддается сомнению, так это то, что угроза штрафа, уплата которого, кстати, не освобождает от обязанности устранить нарушение, - это тот самый механизм регулирования и воспитания чувства вкуса и меры, вздохи о которых были выше.
Так за чем же дело встало? - спросите вы, и будете совершенно справедливы в своем любопытстве. Стас изучил, прямо скажем, небогатую административную практику и пришел, например, к парадоксальному открытию. Оказалось, что административный регламент выдачи Главным управлением архитектуры и градостроительства Администрации города Челябинска разрешений на установку дополнительного оборудования фасадов, необходимый для легальной установки кондиционеров, в Челябинске попросту отсутствует. По крайней мере, Стас его не нашел. И, кстати, он считает, что отсутствие данного документа противоречит Федеральному закону от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
Так все-таки, за чем же дело встало? - недоумевая, повторите вы свой вопрос. А у меня нет на него однозначного ответа. Как бывший чиновник, который имел возможность в достаточной мере изучить систему изнутри, я подтверждаю: очень многие, кто служит в присутственных местах, увы, отнюдь не из тех, что «видит цель и не видит препятствия». Может стать отсутствие вышеупомянутого регламента «препятствием», достаточным, чтобы не заниматься «всей этой чушью»? Да запросто. Тем более, и штрафы мелкие, и фактор срока давности вроде как имеет место быть: упомянутые правила вступили в действие 28 октября 2011 года, а значит, их правоприменение к нарушениям, скажем, трехлетней давности уже вызывают сомнения.
И это не говоря о том, что тема политически неудобна. Попробуй муниципалитет нахлобучить владельца какого-нибудь НИИ, ставшего офисным центром, и тут же полетят обвинения в «окошмаривании малого бизнеса». Я уж не говорю о гражданах, которые, простите, визуальный срач на фасадах своими сплит-системами создают не меньший. В том числе на исторических фасадах. В том числе на тех, что приведены в относительный порядок по доброй воле градоначальства. Кстати, с точки зрения закона (п. 1.7.4 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утверждённых постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003, № 170) вывод сплит-системы на фасад жилого дома - это переоборудование жилого помещения. Не надо задаваться поиском статистики, чтобы понимать, что практически в 100% случаев это переоборудование несанкционированное, а значит, собственник или наниматель обязан привести это помещение в прежнее состояние. Я представляю эмоции чиновников что районного, что городского уровней при одной мысли о том, что этим придется заняться… Правда, я всегда в таких случаях напоминаю, что городская власть (имеется в виду администрация) де-факто сейчас не избираема. Осознанно же к этому шли, так чего боимся действовать-то, когда цель достигнута?
Возможно, страхи в том, что собственный пример, как говорится, не вдохновляет. Вот здание на Воровского, 2. Прекрасный образец позднего конструктивизма. Расположено в самом центре, центрее и быть не может. И оно под завязку напичкано городскими службами, которые, по идее, должны бдеть о чистоте и непорочности хотя бы открыточных видов Челябинска, в том числе о своем собственном здании. Но фото, сделанное в наши дни, говорит за себя… Какие, скажите, могут быть претензии к населению и к бизнесу, какие просьбы и увещевания к ним могут заработать, если сама власть не смущается вносить посильный вклад в формирование пресловутой «ландшафтной катастрофы»? Рядом, кстати, федералы. Тоже творят, что хотят...
При этом мне совершенно очевидно: прояви или <Сергей Викторович> Давыдов, или, уж тем более, <Борис Александрович> Дубровский то, что у нас принято называть политической волей, сплит-вольница на указанном выше фасаде прекратилась бы к вечеру. А уже через месяц из того же здания на Воровского, 2 отрапортовали бы о первых успехах борьбы со сплит-беспределом в масштабах города.
Соответствующие обращения в адрес указанных лиц Стас направит в ближайшее время. Ждем.