О работе с территориями

Sep 10, 2014 00:12

Для разговоров о том, чем могло бы заняться новое правительство Челябинской области, сейчас, вероятно, самое время. Поэтому когда сегодня позвонил Антон Тарануха и задал вопрос, не является ли внимание Бориса Дубровского к стратегиям развития муниципальных образований (вслед за Магниткой о такой стратегии доложили власти Челябинска) неким временным явлением, я ответил: пожалуй, лучшей демонстрацией постоянства и незыблемости намерений здесь могло бы стать появление в областном аппарате новой структуры по работе с территориями.

Прекрасно понимаю, что мое предложение не в тренде. Как раз накануне Путин решил ликвидировать Минрегион. Зная любовь многих субъектовых начальников по-мартышечьи копировать шаги федерального центра, можно ожидать, что в регионах массово начнут упразднять структуры, основная задача которых - работа с муниципалитетами. Между тем сделают они это совершенно напрасно, особенно в том случае, если соответствующие ведомства занимались не банальным сбором компромата на градоначальников, а именно координацией большой и многосложной работы по развитию территорий. Еще глупее поступят те губернаторы, которые при этом имеют не плоскую, а двухуровневую систему местного самоуправления, какая есть, кстати, в Челябинской области.

Повторюсь, что когда я говорю о работе с муниципалитетами, я имею в виду не только спуск на места указивок и контроль за их исполнением. И даже не только расшивку текущих проблем. Главное - это содействие выработке и реализации в территориях перспективных решений. Нужен постоянный мониторинг лучших муниципальных практик, их сбор, систематизация и селекция, адаптация и трансляция на уровень городов и районов.

Это логично по нескольким причинам. И потому, что 8 из 10 рублей в бюджетах муниципальных образований - из областного бюджета, который, мягко скажем, не резиновый. И потому, что в силу ограниченности всего перечня ресурсов (главный из которых, конечно, человеческий) муниципалы просто не в состоянии сделать эту работу самостоятельно, тем более если речь идет о муниципалитетах нижнего уровня. Наконец, эта работа прекрасно вписывается в попытку областного руководства направить развитие области в фарватер четко прописанной и строго выполняемой стратегии. Причем такой стратегии, которая зиждется не только на перспективной схеме размещения производительных сил, но и на ясном представлении каждого муниципального образования, к чему и какими методами идти.

В качестве примера можно взять департаменты устойчивого развития, которые существуют в составе региональных правительств многих развитых стран с федеративной формой устройства. Они вырабатывают и предлагают местным сообществам и агломерациям системные решения по широкому кругу проблем, включая проблемы экологии и качества городской среды. В конечном итоге эти решения влияют на качество жизни в территориях и в регионе в целом. Что, если мне не изменяет память, входит в круг забот и наших региональных правительств.

По моему мнению, эта системная и скоординированная работа в Челябинской области требует нечто большее, чем наличие профильных специалистов, отделов и даже управлений в составе действующих министерств и ведомств. Нечто большее, чем управление внутренней политики в составе администрации губернатора. Для такой работы нужен отдельный орган исполнительной власти - оператор, безусловно, согласующий свою деятельность с другими министерствами и ведомствами, взаимодействующими с территориями. Причем, уверен, можно подобрать и такое решение, которое позволит внешне соблюсти политес в отношении установок не создавать новые министерства и городить дополнительные чиновные штаты.

банк городских идей, местное самоуправление, спорное, Большой Челябинск, Челябинская область

Previous post Next post
Up