for the record:

Apr 22, 2024 22:42

https://mz-alopex.livejournal.com/83696.html



Эта запись с отключёнными комментариями. Просто потому, что их может быть очень много, а я, признаюсь, устал отвечать в сотый раз на одно и то же и повторять по десять раз одни и те же аргументы. Собственно, у меня добавился (именно благодаря "актуальным" событиям) лишь один, и его-то я и озвучу. Если и он ничего не добавит и не изменит, то и считать можно вполне, что его, вместе с этой записью, как бы и не было (а потому и комментарии не нужны).

[Всё это длинное предисловие только из-за того, что я крайне не люблю отключать комментарии.]

***

Итак, недавняя петиция и сопровождающая её очередная "дискуссия", обвиняющие Ильина в фашизме, на порядки примитивнее (не сочтите за высокомерие, пожалуйста! но сложно подобрать иной термин) всех, которые я видел с момента, когда кто-то первый (косвенным образом благодаря и мне, возможно) прочёл его статью о национал-социализме и надёргал из неё цитат. И, тем более, примитивнее тех, в которых я принял участие (не потому, что я там принимал участие, а потому что я принимал участие -- старался, -- лишь там, где была, пусть и иллюзорная часто, надежда на спор, подчиняющийся хоть какой-то логике). Настолько примитивнее -- что и говорить, собственно, нечего. Когда люди задают вопросы, не ожидая на них ответов, а споры ведут лишь затем, чтобы "высказать собственное мнение", на деле представляющее собою, максимум, усвоенный со стороны набор штампов и черно-белостей (часто произвольных), остаётся только умолкнуть и ждать если не чуда (а я подобные чудеса за свою жизнь наблюдал), то чего-то, выходящего из обыденного ряда, что могло бы заставить таких спорящих засомневаться хотя бы в собственной полной уверенности.

Так вот, чтО, собственно, пришло в голову: нынешняя деятельность обвинителей Ильина и "дискуссии" вокруг неё исходят -- в отличие от почти всех предыдущих случаев, -- из явно коммунистического (большевицкого, если использовать терминологию 100-летней давности) источника. Не знаю, но как по мне, этот факт должен хотя бы насторожить (точно таких же и в том же!) обвинителей Ильина, но из (условного ли или нет) либерального лагеря. Равно как большевикам (коммунистам, любителям Сталина, безусловным почитателям советского времени и другим, среди которых как будто бы и близко нет ни одного либерала) придётся, вообще говоря, как-то укладывать в голове то, что столь же остервенело, как и они сейчас, выступали и выступают против Ильина их как будто бы полные противники.

Ни одного другого такого яркого и очевидного примера я не могу припомнить (где условная Новодворская шла бы единым фронтом с уловным Зюгановым практически в обнимку). Что-то здесь как будто бы не так, не правда ли? [Конец записи mz-alopex]


https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D1%88%D0%B8_%D0%B7%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D1%87%D0%B8 http://apocalypse.orthodoxy.ru/problems/

"И.Ильин, Наши задачи, письмо 37 "О фашизме"

Фашизм есть явление сложное, многостороннее и, исторически говоря, далеко еще не изжитое. В нем есть здоровое и больное, старое и новое, государственно-охранительное и разрушительное. Поэтому в оценке его нужны спокойствие и справедливость. Но опасности его необходимо продумать до конца.

Фашизм возник как реакция на большевизм, как концентрация государственно-охранительных сил направо. Во время наступления левого хаоса и левого тоталитаризма - это было явлением здоровым, необходимым и неизбежным. Такая концентрация будет осуществляться и впредь, даже в самых демократических государствах: в час национальной опасности здоровые силы народа будут всегда концентрироваться в направлении охранительно-диктаториальном. Так было в древнем Риме, так бывало в новой Европе, так будет и впредь.

Выступая против левого тоталитаризма, фашизм был, далее, прав, поскольку искал справедливых социально-политических реформ. <...>

Наконец, фашизм был прав, поскольку исходил из здорового национально-патриотического чувства, без которого ни один народ не может ни утвердить своего существования, ни создать свою культуру.

Однако, наряду с этим фашизм совершил целый ряд глубоких и серьезных ошибок, которые определили его политическую и историческую физиономию и придали самому названию его ту одиозную окраску, которую не устают подчеркивать его враги. Поэтому для будущих социальных и политических движений подобного рода надо избирать другое наименование. А если кто-нибудь назовет свое движение прежним именем ("фашизм" или "национал-социализм"), то это будет истолковано как намерение возродить все пробелы и фатальные ошибки прошлого. <...>

Эти ошибки скомпрометировали фашизм, восстановили против него целые исповедания, партии, народы и государства, привели его к непосильной войне и погубили его. Его культурно-политическая миссия не удалась <...>

Франко и Салазар поняли это и стараются избежать указанных ошибок. Они не называют своего режима "фашистским". Будем надеяться, что и русские патриоты продумают ошибки фашизма и национал-социализма до конца и не повторят их." [Конец цитаты]

Но протесты, конечно, странные - почему это везде можно, а именно в РГГУ нельзя (https://www.change.org/p/%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%82%D0%B8%D0%B2-%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%BE-%D0%BD%D0%B0%D1%83%D1%87%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D1%86%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%80%D0%B0-%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B8-%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B0-%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%B8%D0%BD%D0%B0-%D0%B2-%D1%80%D0%B3%D0%B3%D1%83). И ведь удачно, что для центра имени Ильина руководителем выбран Дугин (большего фрика не найти): Ильин тоже был не слишком адекватен, в 1948-1954 написал два тома (148 штук) циркулярных писем "своим единомышленникам" одно другого забавнее, с заголовками типа "нас учит жизнь" (где как раз он учит французов, какое у них должно быть избирательное законодательство) или "когда же возродится великая русская поэзия" ("Поэзия последнего предреволюционного периода почти уже не поёт <...> беспредметно и туманно фантазирует вместе с Александром Блоком, несёт эротическую "тредьяковщину" вместе с Вячеславом Ивановым, пытается утвердиться на "железной воле" вместе с Гумилёвым и Кречетовым, и безвольно предается личным страстям вместе с Ахматовой и Городецким...").

Ну и в качестве "последнего штриха мастера" Михаил Эдельштейн нашёл цитату из книги Дугина "Мартин Хайдеггер. Возможность русской философии":

"В философе Иване Ильине мы встречаемся с почти карикатурной попыткой создания бравурной версии русского национализма, успешно обходящей все сколько-нибудь важные и существенные темы, принципиальные для выяснения возможности русской философии... Своим невежественным апломбом и казенным «национализмом» И.Ильин, возможно, обязан матери-немке Каролине Луизе Швейкерт фон Штадион... Так как в таком чисто немецком казенном мышлении нет ничего русского, мы без большого ущерба оставляем его тексты и теории без рассмотрения"
Previous post
Up