Что делать примитивисту?

Oct 03, 2010 16:08

      Примитивистов упрекают в бездействии, в том, что кроме слов у них ничего нет. Более того - жизнь примитивиста противоречит его убеждениям. Можно было бы резонно возразить, что слово - уже дело. Можно было бы сказать, что у людей всегда слова опережают действия, и противоречия между декларацией и практикой есть не только у примитивистов. Но это не снимает проблемы. Действительно, как жить человеку, отвергающему цивилизацию, в самой гуще современной цивилизации, в мегаполисе? Разрыв между словом и делом можно допустить как временное явление, как период движения от цивилизации к искомому состоянию. При том условии, что это движение есть. И ясно осознать, что мы делаем и что должны делать стоит ради себя самих, а не ради того чтобы доказать нашим недоброжелателям, что мы не пустословы.
     Для начала - кто такой примитивист и что такое примитивизм? Это не восхваление "первобытного" образа жизни и каменного века, не попытка уйти в лес и жить, питаясь корешками и накрываясь куском коры. Древние люди жили по-разному, в разных природных условиях, начиная с климата и кончая характером растительности. Мы знаем об этих древних людях довольно мало, но даже то что знаем, свидетельстует об огромном разнообразии их жизни. Что же тогда является идеалом примитивиста, и на что он ориентируется? Древние люди жили в природе, были вписаны в неё. Они были немногочисленны и не разрушали среду обитания, хотя и потребляли жадно (и не всегда разумно) "дары" природы. Их жизнь была простой и естественной. Суеверия, стереотипы, нормы отсутствовали в их сознании и их поведении. Это была полноценная жизнь, несмотря на её непродолжительность. Не надо идеализировать первобытность и думать что все всегда были радостны и веселы, но боль, горе, страдание - неотъемлемая часть жизни, только делающая радость ярче. Вот эти-то черты жизни древних людей, отсутствие искусственной цивилизации, убивающей чувства и естественность, и привлекают нас. Никто не говорит о слепом подражании.
Копировать может было бы и проще - но это путь безумца, а не примитивиста. И недоброжелатели как раз пытаются (выдавая свои выводы за наши) изобразить такими безумцами примитивистов.
       Наш мир радикально отличается от мира древности. Он перенаселен, возделан, обработан. Почти нет нетронутых уголков, а если и есть - они наименее пригодны для жизни человека. Как мы знаем, это было одной из причин вымирания примитивных племен - оттеснение их в неблагоприятные районы. Сейчас не осталось мест, где легко можно было себя прокормить "подножным кормом", в заповедниках охота запрещена, да и вообще охота на многих животных и употребление растений (занесенных в красную книгу) запрещены. Таким образом, попросту нет условий для первобытного проживания значительного количества людей, да и одиночек, пожалуй. 
Механический возврат к прошлому невозможен и ненужен. Но если нет смысла возвращаться для каменный век группам примитивистов, то тем более нет смысла уходить в лес одиночкам. Помимо приобретения навыков, нужна чисто физиологическая адаптация к лесу, а на это может и нескольких поколений не хватить, не то что одной жизни. Ну и конечно, одинокий человек перед природой бессилен, в случае малейшей травмы ему никто не поможет. Выводы из всего сказанного очевидны: обращение к дикости, без предварительной подготовки, без объединения людей, без определенных уступок технике - невозможно. Но это не означает неизбежности компромисса.
      Примитивист резко отрицает цивилизацию, технику, государство, культуру в её нынешнем виде. 
Но он неизбежно пользуется всем этим, живя в городе. Дело не в предательстве своих принципов, а в ограниченности возможностей. Если человека посадить в темницу и приковать цепью - стоит ли потом его укорять что он не делает то, что хочет и его дела расходятся с его словами? Оковы цивилизации намного сильнее цепей - они держат не только снаружи, но и изнутри, проникая в сознание и меняя физиологию. Думаю, маленький ребенок легче приспособится к природе, чем взрослый, уже сложившийся человек. Доказательством этого служит феномен "маугли". Но мы такие какие есть и живем там где живем. Бросить всё и уехать разумно, только если знаешь куда и уверен, что сможешь там прожить. Пока такой альтернативы нет, а то я сам уехал бы с радостью.
Обращаю ваше ввнимание - пока, то есть потом вполне возможно что альтернатива появится, но для этого нужно приложить много усилий и создать её. Когда будет куда уйти - ответ на вопрос "что делать" станет элементарным.  Давайте подумаем, что делать сейчас - до того как альтернатива появится (или если она вообще не появится).
      Если нет условий для полной реализации своих желаний, для последовательного следования принципам - нужно следовать им в меру возможности.  Первым делом следует утвердиться в новом мировоззрении, полностью принять положение о губительности для человека цивилизации. Не в виде догмата, конечно. Стоит осмыслить что с нами происходит и куда мы идем. Каждый примитивист - отчасти философ. Ясное видение пути, убежденность в правильности выбора - вот основание примитивистского дела. Внутренняя работа - нелегкий труд, своё сознание нужно постепенно очистить от религии, суеверий, стереотипов, нормативной морали, предвзятости. Для этого труда нет препятствий, не нужно денег и условий. А значит этот участок пути свободен и всё зависит от каждого из нас. Помимо убеждений важно освободить свои чувства, преодолеть лицемерие и вернуться к искренности в общении. Ведь дальнейший путь нам предстоит проходить не в одиночку. 
      Что ещё может городской примитивист? Может по максимуму отстраниться от "общества" - с
одной стороны, и от техники - с другой. Не участвовать в выборах, не интересоваться политикой, не вступать ни в какие активные политические движения.  Это может каждый. Далее, по технике. 
Отказаться от автомобиля, а также по максимуму от использования бытовой техники - телевизора, посудомоечной машины и т.д. Остается  необходимый минимум, причем технику лучше выбирать дешевле и проще, по функциональности. Да, от компьютера не откажешься - это самое удобное и доступное средство связи. Уже из-за этого компьютер нужен, а ведь с помощью него можно получать и много полезных текстов, дающих знания, которые впоследствии примитивисту понадобятся.
Дальше: работа. Выбор работы по принципу наименьшего принуждения, ненанесения ущерба природе, полезности для человека - уже шаг вперед. Продавать чай или продавать сотовые телефоны - две принципиально разных работы, с точки зрения примитивиста. Не всегда может получиться то что хочешь - сказывается получение образования, опыт работы, уже имеющееся сесто, которое жаль бросать. Но что делать по крайней мере ясно, получится что-то изменить или нет.
И важно чтобы труд оставлял много свободного времени - для семьи, жизни, общения единомышленников, примитивистской деятельности.
      Задача, стоящая перед примитивистом, проста: минимизировать своё подчинение Системе и участие в цивилизаторской деятельности. Не работать прямо на цивилизацию - обязательно для примитивиста. В остальном его жизнь может больше или меньше приближаться к желаемому.
Важнее движение к примитивному идеалу. А таким идеалом будет простая и естественная жизнь вне цивилизации или даже внутри цивилизации. Постепенность движения исключает выбор или-или.
Нельзя потерпеть неудачу, нельзя предать свои принципы. Допущение пользования техникой - не компромисс, а принятие неизбежного, с тем, чтобы путем движения постепенно сузить область неизбежного зла до предела. 
      Помимо изменения своего образа жизни примитивист может изучать прошлое, анализировать современную ситуацию, искать пути для создания альтернативного общестава. Уже накопление знаний представляет большую ценность. А ведь помимо этого доступна и какая-то минимальная примитивная практика, в порядке эксперимента, так сказать. Человек может хотя бы на неделю отрываться от цивилизованного образа жизни и пробовать приблизиться к искомому примитиву. Это не просто отдых от города, это разведка боем, так сказать, попытка воплощения идеала. Возвращение потом в цивилизованный мир не умаляет значения таких "погружений".
      Если говорить про итог пути - не нужно отказываться от всех благ и завоеваний цивилизации.
В отсутствии природной пищи земледелие становится неизбежным. Жить в суровом климате и не строить жилища - тоже невозможно. Но так как наша задача упрощение жизни и освобождение её, нам нет нужды догматически следовать первобытному образу жизни как канону. Дотаточно не вредить окружающей среде и пользоваться примитивными технологиями, простыми приборами.
вполне допустимо использование продуктов цивилизации (лома, б/у вещей...), железных ножей и топоров, тем более того что уже сейчас нами используется. Навязывая нам "чистую дикость" цивилизация ведет к тому, чтобы примитивизм как явление вообще не состоялся и не представлял угрозы для Системы. Отказ от радикализма и ригоризма на практике (не в сфере принципов!) позволит примитивистам действовать, менять свою жизнь и создать в конце концов своё общество. И начало этому положено нами уже сейчас, теми первыми шагами, о которых я говорилось выше: внутренним отказом от цивилизации и пересмыслением основ жизни.

теория

Previous post Next post
Up