Иконография Спасителя в живописи итальянского треченто

Apr 16, 2012 14:52

Хочу провести небольшое исследование, вдохновившись бывшей недавно в уважаемом нами журнале http://mmekourdukova.livejournal.com/ интересной дискуссией на тему развития иконографии в 14 веке на Востоке и на Западе, когда, судя по представленным в нескольких постах подборкам изображений ( Read more... )

живопись ренессанса, Италия треченто

Leave a comment

Comments 13

Воистину воскресе! koza_skripa4ka April 16 2012, 11:16:13 UTC
Люблю Дуччо и Симоне Мартини. Но, все-таки, Запад действительно уступает - неуверенные пока попытки

Reply

Re: Воистину воскресе! a_pollaiolo April 16 2012, 12:08:40 UTC
Интересно. Уступает в данном амплуа или в живописи вообще? Если вообще, то я не знаю, с чем на востоке можно сравнить фрески Джотто в капелле Скровеньи? Правда, он, как и Мартини, был один такой.

Reply

Re: Воистину воскресе! koza_skripa4ka April 16 2012, 12:23:55 UTC
В иконографии Христа однозначно. Да и вообще, эти монголоидные глаза и одутловатые лица, вне сомнений, умилительны, но такое мое личное впечатление: в Византии писали твердой рукой, а тут еще неуверенно, не зная, с какого бока и подойти. Возможно, я не права, но у меня всегда было такое чувство :)
А, впрочем, мадонны на Западе замечательные!

Reply

Re: Воистину воскресе! a_pollaiolo April 16 2012, 12:40:45 UTC
Безусловно, примитивизм и элементы варварского мышления еще преобладают, но отдельные личности совершают прорывы. Это вообще, обратная торона классического искусства - гении соседствуют с посредственностями, в то время как в каноническом искусстве достигается относительная ровность качества произведений.

Reply


mmekourdukova April 16 2012, 12:23:05 UTC
Спасибо, очень нажористо, тут на самом деле хватило бы материала для трёх тематических постингов.

Reply

a_pollaiolo April 16 2012, 12:36:51 UTC
А что, если уж разговляться, так не чайной ложкой, а половником! Собственно, это специально для Вас:) Рад, если понравилось. Может, еще сподоблюсь датировку расставить, но пока что мне хватило.

Reply


tito0107 April 16 2012, 18:59:32 UTC
Cпасибо, очень хорошая подборка. Мое мнение - все же уступают итальянцы ромеям в данном "амплуа". Но в целом треченто для меня интереснее. А все потому, что на стыке традиций находится, византийской (широко, включая сюда и романское искусство отчасти) и ренессансной. Ту эпоху можно сравнить, например, со второй пол. 17 в. в русской живописи. Но если у Ушакова и компании был хотя бы ориентир - западное искусство, то мастера Проторенессанса - первопроходцы, и тем значительнее их заслуга.

Reply

a_pollaiolo April 17 2012, 06:57:29 UTC
Спасибо! Похоже, тут большинство сходится во мнении. Могу только уточнить, что уступает не в массе, а лучшим образцам, скажем, церкви Хора, потому что в основном палеологовский ренессанс, переходящий в декаданс, не держит планку комниновского периода. Если бы у меня спросили лучшие образцы иконографии Пантократора, я назвал бы известные мозаики Софии, Чефалу и т.д., но если ставить вопрос шире - об образе Сына Человеческого, то здесь уж никуда не деться от Джотто и компании.

Reply

tito0107 April 17 2012, 08:04:08 UTC
Cогласен, что не в массе. Скорее так: лучшие итальянские образцы (эпохи треченто) уступают лучшим византийским.

Reply

a_pollaiolo April 17 2012, 17:11:01 UTC
Треченто было первой заявкой Запада на первенство в живописи, и на самом деле странно, что именно в этом виде искусства им дольше всего не удавалось догнать греков, даже когда в архитектуре и скульптуре, не говоря уже о богословии, науке и литературе, ушли далеко вперед.

Reply


(The comment has been removed)

a_pollaiolo April 21 2012, 07:19:11 UTC
Я бы сказал, что вопрос об отставании Запада в живописи снял еще Каваллини, но далеко не все это признают.
Старнина - флорентиец, но некоторое время жил и работал при дворе в Испании, где в то время было много фламандских мастеров. Кроме того, между Италией и Фландрией вообще были довольно тесные отношения.

Reply

(The comment has been removed)

a_pollaiolo April 21 2012, 11:52:44 UTC
То, что нам кажется неидеальным у Джотто - по всей видимости, работа его мастерской, и это не отменяет значимость его главных шедевров в капелле Скровеньи, таких как "бегство в Египет", "поцелуй Иуды", "положение во гроб" и другие.
Дуччо, как и Каваллини, и Чимабуэ, уже не классический византиец, они все подготовили почву для появления Джотто.

Reply


Leave a comment

Up