Сдается мне, что у любого художника и философа все же есть некие собственные священные которовы, на которых он никогда не покушается. На пир и на холст он тащит священных коров других людей :)
Если он честный философ и художник, то не должно быть никаких коров, думаю :) Понятно, что это некая сверхзадача, некий идеальный (не люблю это слово) образ, которому ещё нужно суметь соответствовать, недаром тут и Сократ вспомнился...
Да, задача тут как раз и состоит, наверное, в извлечении на свет собственных священных коров, но проблема ведь в том, что мы этих коров не осознаем, а значит, и не можем вытащить их на свет сознательным усилием. А значит, мы полагаемся на интуицию, а как знать, сработала она или нет?
Как я понимаю, философствование, оно и включает в себя обнаружение таких священных коров и вообще всего, что сейчас принято называть "когнитивными искажениями", а Бэкон называл "идолами". А можно назвать это разрушением своих собственных мифов или ещё как-то. Что касается конкретной практики, метода, как это всё вытаскивать и разрушать... С интуицией скорее работают как раз художники. А у философов, ну, скажем, есть та же сократовская майевтика-диалектика, диалог, в том числе с самим собой, наверное. Постановка под вопрос, сомнение своих собственных утверждений, поиск их предпосылок. Никто не говорит, что это просто) Хотя собеседник, если он со своей стороны старается честно мыслить, такой фрейдовский Другой, возможно, облегчает дело.
Comments 5
Сдается мне, что у любого художника и философа все же есть некие собственные священные которовы, на которых он никогда не покушается. На пир и на холст он тащит священных коров других людей :)
Reply
Если он честный философ и художник, то не должно быть никаких коров, думаю :) Понятно, что это некая сверхзадача, некий идеальный (не люблю это слово) образ, которому ещё нужно суметь соответствовать, недаром тут и Сократ вспомнился...
Reply
Да, задача тут как раз и состоит, наверное, в извлечении на свет собственных священных коров, но проблема ведь в том, что мы этих коров не осознаем, а значит, и не можем вытащить их на свет сознательным усилием. А значит, мы полагаемся на интуицию, а как знать, сработала она или нет?
Reply
Как я понимаю, философствование, оно и включает в себя обнаружение таких священных коров и вообще всего, что сейчас принято называть "когнитивными искажениями", а Бэкон называл "идолами". А можно назвать это разрушением своих собственных мифов или ещё как-то. Что касается конкретной практики, метода, как это всё вытаскивать и разрушать... С интуицией скорее работают как раз художники. А у философов, ну, скажем, есть та же сократовская майевтика-диалектика, диалог, в том числе с самим собой, наверное. Постановка под вопрос, сомнение своих собственных утверждений, поиск их предпосылок. Никто не говорит, что это просто) Хотя собеседник, если он со своей стороны старается честно мыслить, такой фрейдовский Другой, возможно, облегчает дело.
Reply
Leave a comment