Эта книжка Чуковского (она выходила в серии ЖЗЛ под названием просто "Портреты") произвела на меня сильное впечатление в юности и кажется замечательной и сейчас. В частности, промежуточностью своего жанра - между мемуарами и литературоведением. Стихи Блока я, конечно, уже знала к тому моменту, как прочла "Портреты", но вот, например, имя Саши Черного я впервые узнала именно от Чуковского, и это был очень правильный способ знакомства :)
Другой достойный образец книги в том же роде - "Стихи про меня" Вайля, но тот пишет далеко не только о тех поэтах, с кем ему доводилось встречаться лично, так что мемуарная часть там в основном ограничивается описанием обстоятельств собственной жизни, так или иначе связанных с каждым стихотворением.
У меня в посте о Блоке есть не очень известный его портрет, который мне страшно нравится, потому что он передает то, что кажется мне главным в его поэзии :)
У меня к Чуковскому неоднозначное отношение. Как-то он всё же встроился в советскую литературную систему, хотя и подвергался какое-то время "проработкам". Не случайно тот же Блок его недолюбливал или, по крайней мере, очень сдержанно общался (к чести Чуковского, он об этом прямо пишет). Сам же Блок по-человечески очень достойно выглядит в воспоминаниях современников (у Ходасевича в "Некрополе", например, где он, сравнивая Блока с Гумилёвым, постоянно иронизирует над последним). Мне сложно отделять творчество от человека, хотя, может быть, надо уметь отделять, не знаю. Как полагаете? Был такой советский историк искусства Лев Любимов. После того, как я про него больше узнал (он был редкий приспособленец, во Франции активно сотрудничал в прогитлеровской газете, потом вернулся в Союз и стал ярым сталинистом), его книги по истории искусства (объективно, наверное, неплохие) читать не смог :)
Comments 3
Другой достойный образец книги в том же роде - "Стихи про меня" Вайля, но тот пишет далеко не только о тех поэтах, с кем ему доводилось встречаться лично, так что мемуарная часть там в основном ограничивается описанием обстоятельств собственной жизни, так или иначе связанных с каждым стихотворением.
У меня в посте о Блоке есть не очень известный его портрет, который мне страшно нравится, потому что он передает то, что кажется мне главным в его поэзии :)
Reply
Сам же Блок по-человечески очень достойно выглядит в воспоминаниях современников (у Ходасевича в "Некрополе", например, где он, сравнивая Блока с Гумилёвым, постоянно иронизирует над последним). Мне сложно отделять творчество от человека, хотя, может быть, надо уметь отделять, не знаю. Как полагаете? Был такой советский историк искусства Лев Любимов. После того, как я про него больше узнал (он был редкий приспособленец, во Франции активно сотрудничал в прогитлеровской газете, потом вернулся в Союз и стал ярым сталинистом), его книги по истории искусства (объективно, наверное, неплохие) читать не смог :)
Reply
Reply
Leave a comment