Не могу уяснить, какую роль в праксеологии играет свобода воли

May 03, 2005 19:13

Какие именно положения праксеологии базируются на этой аксиоме? Что изменится в теории, если не предполагать, что индивиды наделены свободой воли?
При этом, разумеется, не предлагается вводить какие-то дополнительные предположения о социальной, классовой и т.п. детерминации.

praxeology

Leave a comment

vvagr May 3 2005, 16:30:17 UTC
несвободные индивиды вполне могут иметь управляемые или просто точно известные истинные предпочтения. которые не надо выяснять через добровольные сделки.

Reply

v_novikov May 4 2005, 12:40:41 UTC
Именно это я имел в виду. Действие (пусть и посредством такого капитального блага как безвольный человек) останется действием, но не этого человека, а наставника.

Reply

a_bugaev May 4 2005, 12:44:47 UTC
Как же это?
Цели и приоритеты имеет ученик (откуда они у него - не так важно). Информацию о внешнем мире собирает и использует ученик. Альтернативы оценивает ученик. Выбор в итоге совершает ученик. А действует, получается, учитель?

Reply

trurle May 4 2005, 12:55:24 UTC
Если выбор совершает, в рамках Вашего примера, ученик, то он может этот выбор и не совершить и, следовательно, обладает свободой воли. Если же учитель может со 100% уверенностью сделать выбор за ученика, то ученик свободой воли не обладает и никакого выбора ученик не делает.

Reply

a_bugaev May 4 2005, 13:25:16 UTC
Учитель не может совершиь выбор за ученика, поскольку не обладает той информацией, которой обладает ученик. Считаем, что он всего лишь заложил предпочтения на все случаи жизни - например дал универсальное правило, поведенческий алгоритм.

Reply

trurle May 4 2005, 13:32:20 UTC
Программа форматирования диска обладает информацией которой не обладал в момент ее написания разработчик - в процессе форматирования программа собирает информацию о плохих блоках диска. Однако программа форматирования диска не способна сделать субъективный выбор, ее поведение полностью задано разработчиком.
Если поведение ученика определяется поведенческим алгоритмом, вложенным в него учителем, то ученик не обладает свободой воли и не совершает выбор - выбор за него совершил учитель в момент формирования поведенческой программы.

Reply

a_bugaev May 4 2005, 13:35:43 UTC
Спасибо за разъяснение.
См. также тут

Reply

conceptualist May 4 2005, 13:37:15 UTC
Формирование такого правила, алгоритма - это и есть выбор. Если ученик может изменить свои предпочтения, значит у него есть выбор, а если нет - не может. Компьютер не может переписать вложенные в него программы. А человек со свободной волей - может.

Reply

v_novikov May 4 2005, 12:55:30 UTC
Ученик - имеет "задачи", а не "цели". Как и компьютер. В смысле Мизеса компьютер не "действует".

Reply

a_bugaev May 4 2005, 13:07:31 UTC
Спасибо, понятно.
То есть понятно, что все упирается в определение - как определим, так и будет.
И действительно, как это часто бывает, обыденные значения слов тут только мешают, поскольку в теории термины используются в специфическом смысле.

Reply

vvagr May 4 2005, 16:00:24 UTC
Это если ставить себе задачу разработать систему определений - тогда "как определим, так и будет".

Если ставить задачу выработать механизм координации усилий людей в рамках совместного труда, то из наличия или отсутствия у людей свободы воли следуют в рамках теории впосле определённые выводы.

Вы для чего всё-таки исходный вопрос задавали? Какую часть фундамента проверяли?

Reply

vvagr May 4 2005, 15:55:00 UTC
Просто надо рассмотреть предельный случай, когда наставник один, и у предпринимателей, и у их покупателей. Вот тогда им нет нужды рынок выстраивать.

Reply

v_novikov May 5 2005, 06:20:35 UTC
Аутистический обмен:-) Вполне праксеологическая вещь.

Reply


Leave a comment

Up