Как мощное, уверенное, чуть-чуть грубоватое, искреннее и совершенное. Романская скульптура впечатляет именно этой своей прямотой подачи. Никакого украшательства, жеманства, холодности чувств. Нельзя даже сравнить порталы Конка и Отёна с одинаковыми позолоченными ангелочками поздних барочных церквей. Первое - трепет и ужас, второе - просто украшение...
Возможно, любителей мало потому, что его, по сравнению с другими эпохами, не так просто понять. Надо сначала научиться отличать красоту от красивости, что ли. Понять, что красота не обязательно правильная, выверенная, или яркая, или сияющая золотом. Оценить совершенную красоту Антиноя или микеланджеловского Давида значительно проще, чем оценить романские статуи с их странными пропорциями, экспрессивными лицами, широко отверстыми глазами. Думаю, чтобы проникнуться романикой, надо научиться смотреть на нее без прогрессистского презрения, заставляющего видеть в ней "темное средневековье", "неумелость", "наивность". Да, это иногда наивно, но это выразительно и искренне в высшей степени. Это живая творческая стихия, а не застывший формализованный канон, который со временем возобладает. Вот они. И кто скажет, что это "некрасиво"??
Вот ЭТО я видела в неожиданном месте - в аббатстве Мон-Сен-Мишель, в копии
( ... )
вот мне кажется тут мы подходим к серьезным искусствоведческим вопросам, 1 мне кажется у каждого стиля своя красота 2 поэтому не будем сравнивать стили между собой 3 кто у нас любит микеланджеловского Давида? в МАРХИ я бы сказал что его никто не знает, не то что любит классическое искусство, гармонию любить вовсе не просто, 4 не стоит красотой именовать все выразительное, т.е. бывает по-романски сильное искусство, а вот красиво ли оно (снова по-романски) это вопрос 5 ясно, что для создававших все это было пределом возможностей, но было ли это идеальным? было ли это воплощением их представления о красоте? или воплощением необходимости возвести храм в реальности своей жизни, удаленной от идеала? (скажем в идеальности Сент-Шапель же никто не сомневается) а может быть они понимали скудность своего искусства? не потому ли на смену романике пришла готика?
Про архитектуру...karandash6000March 13 2011, 17:37:46 UTC
Совершенно точно, сложна... Вообще, по-моему, набор характеристик не совсем верен:), при всем моем уважении:) имеются ли признаки стиля? - да имеются... имеются ли признаки сложной образной системы? - да имеются... романика, по-моему, та загадочная страница архитектуры, копирование, воссоздание или восстановление которой, невозможно без глубокого знания исторического контекста. этот стиль скуп на средства, потому нужно думать над каждым движением.... и обратно... рассматривая простую романскую вещь, за каждым простым профилем видится смысловая бездна эпохи... недавно ваял в одном особняке большой цокольный этаж в романском стиле... получил огромное, колоссальное, вкусное удовольствие уже просто от построения профилей для обрамления простейших стреловидных арок... жуткое удовольствие проектировать из сечений по платоновым телам, просто и по-правде:)... и молодые архитекторы, мои помощники, кайфовали от проектирования подставки под скульптуру из цельного ботиччино например, ets...
Re: Про архитектуру...karandash6000March 13 2011, 21:08:38 UTC
я бы сам с удовольствием расхвастался бы... но, пока телефоны с камерами сдаем охране при входе, не то, чтобы фотоаппараты:)... если договорюсь о фото - с удовольствием поделюсь...
Comments 25
Романская скульптура впечатляет именно этой своей прямотой подачи.
Никакого украшательства, жеманства, холодности чувств.
Нельзя даже сравнить порталы Конка и Отёна с одинаковыми позолоченными ангелочками поздних барочных церквей.
Первое - трепет и ужас, второе - просто украшение...
Очень люблю. Уважаю. Восхищаюсь.
Reply
Так редко встречаются любители романского искусства...
Reply
Возможно, любителей мало потому, что его, по сравнению с другими эпохами, не так просто понять.
Надо сначала научиться отличать красоту от красивости, что ли.
Понять, что красота не обязательно правильная, выверенная, или яркая, или сияющая золотом.
Оценить совершенную красоту Антиноя или микеланджеловского Давида значительно проще, чем оценить романские статуи с их странными пропорциями, экспрессивными лицами, широко отверстыми глазами.
Думаю, чтобы проникнуться романикой, надо научиться смотреть на нее без прогрессистского презрения, заставляющего видеть в ней "темное средневековье", "неумелость", "наивность".
Да, это иногда наивно, но это выразительно и искренне в высшей степени. Это живая творческая стихия, а не застывший формализованный канон, который со временем возобладает.
Вот они. И кто скажет, что это "некрасиво"??
Вот ЭТО я видела в неожиданном месте - в аббатстве Мон-Сен-Мишель, в копии ( ... )
Reply
1 мне кажется у каждого стиля своя красота
2 поэтому не будем сравнивать стили между собой
3 кто у нас любит микеланджеловского Давида?
в МАРХИ я бы сказал что его никто не знает, не то что любит
классическое искусство, гармонию любить вовсе не просто,
4 не стоит красотой именовать все выразительное,
т.е. бывает по-романски сильное искусство,
а вот красиво ли оно (снова по-романски) это вопрос
5 ясно, что для создававших все это было пределом возможностей,
но было ли это идеальным? было ли это воплощением их представления о красоте?
или воплощением необходимости возвести храм в реальности своей жизни,
удаленной от идеала?
(скажем в идеальности Сент-Шапель же никто не сомневается)
а может быть они понимали скудность своего искусства?
не потому ли на смену романике пришла готика?
Reply
Reply
Reply
Вообще, по-моему, набор характеристик не совсем верен:), при всем моем уважении:)
имеются ли признаки стиля? - да имеются...
имеются ли признаки сложной образной системы? - да имеются...
романика, по-моему, та загадочная страница архитектуры, копирование, воссоздание или восстановление которой, невозможно без глубокого знания исторического контекста.
этот стиль скуп на средства, потому нужно думать над каждым движением....
и обратно...
рассматривая простую романскую вещь, за каждым простым профилем видится смысловая бездна эпохи...
недавно ваял в одном особняке большой цокольный этаж в романском стиле... получил огромное, колоссальное, вкусное удовольствие уже просто от построения профилей для обрамления простейших стреловидных арок... жуткое удовольствие проектировать из сечений по платоновым телам, просто и по-правде:)...
и молодые архитекторы, мои помощники, кайфовали от проектирования подставки под скульптуру из цельного ботиччино например, ets...
Reply
Reply
Reply
но, пока телефоны с камерами сдаем охране при входе, не то, чтобы фотоаппараты:)...
если договорюсь о фото - с удовольствием поделюсь...
Reply
Leave a comment