Каждый народ...

Feb 10, 2014 01:57

Из письма Жозефа де Местра кавалеру де Росси от 15 (27) АВГУСТА 1811 г.:
Меня весьмa успокaивaет мое прaвило: Кaждый нaрод имеет то прaвительство, которое он зaслуживaет. Я все более убеждaюсь, что для России не годится прaвительство, устроенное по нaшему обрaзцу, и что философические опыты Его Имперaторского Величествa зaкончaтся возврaщением нaродa к первонaчaльному его состоянию - в сущности, это и не столь уж большое зло. Но ежели сия нaция воспримет нaши ложные новшествa и будет противиться любому нaрушению того, что зaхочет нaзывaть своими конституционными прaвaми, если явится кaкой-нибудь университетский Пугaчев и стaнет во глaве пaртии, если весь нaрод придет в движение и вместо aзиaтских экспедиций нaчнет революцию нa европейский мaнер, тогдa я не нaхожу слов, чтобы вырaзить все мои нa сей счет опaсения.

Одно совершенно очевидно - российский Имперaтор стыдится своей влaсти и желaет утвердить оную, постaвив ее под глaвенство зaконa. Избaви меня Бог откaзaть ему в увaжении зa тaковое стремление, однaко же нельзя и не признaть, что он шутит с огнем.

Павел, ещё будучи ребёнком, воспитывался на Вольтере, в дневнике его воспитателя Порошина нет ни страницы без упоминания этого имени: «сегодня учили Вольтера наизусть», «говорили за столом о Вольтере», «пошли в театр на Вольтера», «наследник изволил много спрашивать про Вольтера». Павлу тогда было 10 лет. Павлу в образовательных целях подарили большую библиотеку академика Корфа, где были все произведение Вольтера, Монтескье, Дидро и прочих передовых французов. Читал он взахлёб, а изучение военного дела, кстати, в его занятиях не было предусмотрено вообще. За границей Павел бывал неоднократно, и самой его известной поездкой было свадебное путешествие в Италию и Францию под видом «графа Северного». Оно длилось более года.

Враждебное отношение к Вольтеру и Ко началось при Екатерине, после 1789 года и было совершенно оправданным.

Представьте, что вы дружите с симпатичными милыми хиппи, вместе курите травку, а потом оказывается, что из группы в 20 человек 17 за короткое время погибают не своей смертью. У кого передоз, кто из окна выпрыгнул, кто открыл стрельбу по прохожим. Вот травка-отравка у вас сама собой изо рта и выпадет. ТОЧНО такое же отношение было у людей к парижскому литературному яду. Сначала думали, что это милый прикол, высокое искусство и где-то даже философия, а люди стали обслуживать окружающих гильотиной. А потом - друг друга. В этой ситуации было бы странно, если бы Екатерина, а затем Павел НЕ ПРЕДПРИНЯЛИ карантинных мер. Как и другие европейские монархи. А ничего личного даже к революционерам у Павла не было. Он начал с того, что отменил поход Екатерины против Франции, потом с Францией воевал, потом заключил союз с Наполеоном (ещё не императором, а консулом республики).

За ссылку на первую цитату спасибо Борису Львину.
Previous post Next post
Up