Вот не могу удержаться от сравнения этой российской идиотской попытки ввести централизованное тестирование выпускников... И сравню. Потому что и здесь, как везде: "Мы пойдём своим путём, никто нам не указ, и вообще, мы тут самые умные, на фига нам по сторонам глядеть?" Ну что, походили своим путём? Получили "суверенную демократию", "энергетическую сверхдержаву" и этого двуглавого чернобыльского цыплёнка, как символ тандемократии? Всё неймётся, вот и до образования ручки шаловливые дотянулись? Ну, что эти "шибко умные" у нас учудили, я в предыдущей записи уже написал.
А теперь глядим на англичан. Сразу предупреждаю, что система там очень сложная и раз в несколько лет изменяется (не могу назвать эти изменения кардинальными, но они есть). Поэтому излагаю упрощённо и по необходимости опускаю несущественное - желающие могут почитать подробности в интернете.
Начнём с того, что про само централизованное тестирование желающие погут почитать вот тут:
GCSE (это экзамены после 9го класса на наши деньги, у них - после 11го) и тут:
GCE A-levels (ЕГЭ на наши деньги, после 13го класса у них). Я буду говорить исключительно об A-levels, вынося за скобки менее распространённые варианты (например, европейский бакалавриат). Суть в том, что ученик набирает себе в 12ом классе энное количество курсов (типично четыре-пять) и начинает специализироваться исключительно на них. Курсы - модульные (4-6 модулей), первый год читается базовая часть, по результатам года - первая часть экзаменов,
A/S levels называется. На этом можно остановиться ("вес" этой базовой части в "полном" A-level равен 1/2), а можно отучиться и второй год, по результатам которого сдаётся часть A2. Всё вместе суммируется (иногда хитрым способом), и получается полный A-level по выбранной дисциплине. Итого имеем оценку: A*/A/B/C/D, дальше уже пополам - университетам то, что ниже, неинтересно.
Интересно отметить, что государство к этому централизованному тестированию имеет отношение крайне опосредованное. А занимаются им (и подготавливают сами тесты, и следят за проведением экзаменов, и проверяют их)
пять негосударственных компаний.
Точнее говоря, зарегистрированы они по-разному: есть и коммерческая фирма, есть и некоммерческие фонды - англичан сия разница особо не трогает. Лишь одна из этих пяти фирм имеет прямое отношение к университетам (вот
эта). Впрочем, в прежние годы таких "университетских" экзаменаторов было больше, и исчезли они вовсе не в силу каких-то политических воплей насчёт их "необъективности" и прочей "продажности". Например, фирма-экзаменатор университета Лондона после пары слияний превратилась в
Edexcel, самое что ни на есть коммерческое предприятие.
И кстати уж, услуги этих экзаменационных компаний ни фига не бесплатны. И никто не плачет и не рыдает по данному поводу, заметьте. И еще кстати: англичане, в отличие от фурсенки и фурсенкофилов, отлично понимают: далеко не всё можно проверять централизованными тестами. Поэтому в общую оценку по некоторым курсам входят и, например, оцениваемые школьными учителями курсовые, да и не только они. Наконец, даже собственно тесты ни черта не анонимны. Это так, на всякий случай, для особо озабоченных.
Пошли далее. Оценки, выставленные пятью фирмами-экзаменаторами, теоретически считаются эквивалентными (на практике есть некоторые нюансы, но это уже детали, в которые я входить не хочу), а сами они конкурируют за контракты со школами. Потому что каждая школа может свободно выбрать экзаменатора и его курс по той или иной дисциплине. При этом большинство школ имеют контракты с более, чем одним экзаменатором: вполне допустима ситуация, в которой одну дисциплину (и даже один кусок её!) экзаменуют одни, а другую - другие. Всё зависит от профиля школы и конкретных предпочтений её менеджмента.
Сверху за всем этим экзаменационным бизнесом наблюдает и правительство: во-первых,
вот эта контора (подконтрольная правительству) надзирает за собственно ведением дел экзаменатором, а во-вторых
вот эта (независимая, то бишь подконтрольная Парламенту) имеет надзор за собственно экзаменами и тем, какие оценки и квалификации присваиваются и кому. Сами пять экзаменаторов тоже объединены в
ассоциацию, обеспечивающую коммуникации с государственными надзорными органами, а также общность подходов к составлению и оценке тестов.
Ну как, ЕГЭ или не ЕГЭ? Я понимаю, что тупице-фурсенке это всё представляется чересчур сложным (куда ж такие сложности - "взять, да поделить!"), но надеюсь, что моим читателям всё-таки не надо пояснять, почему всё именно так и не иначе. И почему даже эта система неидеальна, а потому постоянно модифицируется - причём не приказом какого-то идиота, а совместными усилиями экспертов университетов, школ, правительства и Парламента. Или вы что думали, университеты своего слова не имеют? Фигушки, это вам не Россия. Об университетах и пойдёт речь дальше.
Дальше на сцену выходит
вот эта контора, которая от лица всех университетов страны занимается собственно приёмом. Вы думаете, поступлением в университет следует заниматься после сдачи школьных экзаменов? Как бы не так! До конца января (а для Оксфорда и Кембриджа - еще в октябре предыдущего года!) будущие студенты (а пока еще школьники) регистрируются на сайте этого UCASa и выбирают до пяти разных университетских программ, на которые хотели бы поступить (причём приоритеты не указываются). Программы эти анонсируются там же, при этом указываются общие требования к будущим абитуриентам (какие конкретно специализации A-levels и в каких объёмах требуются). При этом абитуриенты не только сообщают о себе университетам "объективную" информацию о полученных до сих пор экзаменационных оценках, не только пишут небольшое сопроводительное эссе (о том, почему молодой человек хочет учиться именно там и именно этому), но и приводят мнения своих учителей о том, на какие A-levels они в принципе "идут". На основании этих данных, университеты чешут репы.
В этот момент университет, как вы понимаете, может чертовски много (это ж еще далеко не конец августа!). Например, скорректировать цифры приёма по специальностям, на будущее сообразить, какие новые курсы вводить и когда, а какие наоборот убирать вовсе. Почесав репы, университеты в письменной форме сообщают тем абитуриентам, которые им приглянулись, своё мнение. Это называется оффер. Он бывает условным ("мы готовы взять тебя на этот курс, если ты получишь такие-то и такие-то оценки на A-levels") или безусловным ("мы готовы взять тебя на этот курс в любом случае"). Университет вовсе не обязан ориентироваться только на данные A-levels, университет вправе по определенным специальностям при необходимости устанавливать дополнительные вступительные испытания. Например, в форме собеседования, но не обязательно. Оксфорд с Кембриджем, скажем, крайне придирчиво подходят к отбору своих студентов и этими правами пользуются вовсю. Один мой друг свою дочку, помнится, возил в Оксфорд собеседоваться... Опять же, еще до формального окончания школы!
Получив к концу марта все офферы (или не получив оных вовсе), начинает чесать репу уже абитуриент. В этот момент ему надо сообщить в UCAS свой выбор: выбрать не более двух уже конкретных офферов. Основной и запасной (на случай, если основной - условный и что-нибудь на экзаменах пойдет не так). Понятно, что тут от будущего студента требуется пораскинуть мозгами и выбрать правильную стратегию, но мы вообще-то об умных детях говорим, или где?
Вот на этом этапе и происходит первое зачисление, но на этом оно не прекращается. Те, кто не получил ни одного оффера, получают "последнее желание" (возможность записаться на шестой курс, в дополнение к первым пяти), а те, кто пролетел на стадии выбора стратегии (не сработал ни основной, ни запасной оффер) получают возможность выбора среди оставшихся еще незанятыми мест в университетах.
Больше того, и после окончания этой процедуры еще не всё потеряно: теперь университеты уже сами по себе, без посредничества UCASa, "выходят на рынок" и предлагают оставшиеся незанятыми места. В этот момент студент может послать заявку уже непосредственно в соответствующий университет.
Вот так сложно (и это я еще намеренно упростил рассказ!) устроен процесс централизованных экзаменов и зачисления на их базе в университеты в дикой Англии. Зато проверено: работает, мины, конечно, есть (как без них?) - но хоть работает...
Ну что, хотите дальше изобретать велосипеды? Не буду мешать. Как говорится, "если вы такие все умные, то почему в дерьме-то живёте?" По-моему, так как раз потому, что учиться не хотите - лишь учить весь мир... Или даже точнее, поучать. А вместо того бесперечь его смешите.