Почему в одних странах используется правосторонняя схема движения, а в других левосторонняя, задумывались? Я тоже. Но оказалось, что простого ответа на этот вопрос не существует.
Версий масса: правшам с грузом на плечах удобнее идти справа, если вы сидите на лошади или в экипаже, то правой рукой проще контролировать животное. Тоже и с левосторонним движением: например, что джентльмен должен быть готов ответить на атаку встречного, а доставать меч правой рукой удобнее… и так далее
Часто можно услышать, что исторически «правильным» считается левостороннее движение, но оказательств этой теории не очень много, да они и не убедительны: в Великобритании обнаружена древняя каменоломня, где правая часть дороги (по которой вывозили загруженные тачки) была разбита сильнее левой. Плюс на одной из римских монет изображены два воина, которые разъезжаются по левосторонней схеме. Негусто... Ибо и всадники на монету могли попасть случайно, да и выезд из каменоломни часто организуют по причинам, далеким от ПДД.
Но даже если наши предки использовали левостороннюю схему, то почему в морских правилах - гораздо более консервативных, чем «сухопутные» - применяется правосторонняя? Ведь при сближении судов, идущих друг на друга, они должны расходиться левыми бортами (то есть движение - правостороннее). Этого правила придерживаются, кстати, и англичане.
Как бы то ни было, но в России уже несколько сотен лет назад была привычная нам правосторонняя схема движения. Датский вице-адмирал Юст Юль в 1709 году писал, что «в России повсюду в обычае, чтобы повозки и сани, встречаясь друг с другом, разъезжались, держась правой стороны. Это хорошая мера, и хотя (ежедневно в Москве) встречаются (между собою) тысячи саней и повозок, тем не менее благодаря ей о каких-либо повреждениях (при столкновениях) между ними или о том, чтобы кто-либо кого-нибудь переехал, слышишь редко».
5 февраля 1752 года императрица Елизавета I подписала указ, что держаться надо правой стороны. Англия законодательно ответила только в 1756 году, когда был опубликован билль, согласно которому при движении по Лондонскому мосту нужно было двигаться слева. А Франция формально стала праворульной в 1789 году, хотя считается, что именно она и принесла такую схему движения в другие страны.
В настоящий момент правосторонними являются 72% всех дорог в мире, по которым ездят 66% населения. Соответственно, на левостороннее движение приходится 28% дорог и 34% населения, а крупнейшими странами с такой схемой являются Индия, Индонезия, Пакистан, Бангладеш и Япония. При этом «неправильную» с нашей точки зрения схему движения можно встретить на всех без исключения континентах. И даже в Северной Америке (например, на Ямайке и Барбадосе). Это последствие влияния Великобритании с тех пор когда ее владения простиралось на весь мир.
После Второй мировой войны большинство бывших британских колоний решило ничего не менять в системе дорожного движения. Однако некоторые страны перешли в «правостороннюю веру». Кто-то в знак протеста, другие сделали это из меркантильных соображений - когда тебя окружают страны с правосторонним движением, то логично тоже стать правосторонним.
Но были случаи и обратного перехода - Мозамбик (был португальской колонией и имел правостороннее движение) перешел на английскую схему из-за того, что его окружают страны с левосторонним движением. А «правая» Самоа в 2009 году переметнулась «на другую сторону» из-за того, что в этой стране 99% машин привезены из «левой» Австралии.
Но самый интересный опыт по изменению схемы движения имела Швеция - 3 сентября 1967 года случился день H (от Hogertrafik). В 4-50 утра все движение в стране остановилось, затем машины переехали на противоположную сторону и в 5-00 снова поехали (а в Стокгольме и Мальмё движение закрыли еще 2 сентября в 15-00 на целые сутки - это было нужно, чтобы перевесить знаки и переделать разметку). Именно с того дня сохранились фотографии кажущегося хаоса на дорогах. Хотя на самом деле никакого ужаса не было. Машины аккуратно переползли на другую сторону дороги и все. К тому же многие автомобили в Швеции к тому времени уже имели «правильный» левый руль. Мало того, аварийность в Швеции в первые два года после перехода на другую схему движения снизилась - водители ездили аккуратно, следили за знаками и соблюдали скорость.
Вот как то так.