Сорок лет назад, в мае 1977 года, в Подмосковье впервые поднялся в воздух самолет Т-10-1 - первый прототип новейшей советской машины четвертого поколения. Спустя семь лет, пройдя через серьезное перепроектирование, новый истребитель был запущен в серию под индексом Су-27, став родоначальником одного из самых разветвленных семейств в истории военной авиации.
Вскоре после начала испытаний новой машины стало понятно, что заложенные в конце 1960-х компоновочные решения устарели, и планер самолета необходимо полностью перепроектировать. Итогом перепроектирования стало появление привычного нам облика самолета, запущенного в серию в 1984 году в модификациях Су-27П и Су-27С, отличавшихся по составу оборудования.
Двухместная модификация Су-27УБ была запущена в серию в Иркутске в 1986 году. Впоследствии эта машина стала родоначальником семейства Су-30.
В середине 2000-х годов оригинальные Су-27 начали проходить модернизацию. Совершенствование коснулось в первую очередь оборудования машины, позволив самолетам применять высокоточное оружие «воздух-поверхность».
В начале 1980-х новейший на тот момент Су-27 был выбран в качестве основы для перспективного палубного истребителя авиации ВМФ СССР. К сожалению, распад СССР похоронил советскую авианосную программу, но самолеты Су-33 продолжают летать с палубы «Адмирала Кузнецова».
В середине 1980-х годов началась разработка модернизированного варианта Су-27, получившего обозначение Су-27М. Новый самолет, отличавшийся внешне характерными «крылышками» переднего горизонтального оперения, был запущен в 1990-х годах в малую серию под индексом Су-35, но обвал военных расходов после крушения СССР не позволил ни довести машину до ума, ни построить ее в большем количестве.
Громкий коммерческий успех к семейству Т-10 пришел в начале 1990-х с контрактом на поставку машин Су-27СК в КНР, но звездный час самолета наступил несколько лет спустя, когда иркутский авиазавод создал машину Су-30МК, варианты которой поставлялись (и поставляются) в Индию, Малайзию и Алжир.
В Комсомольске-на-Амуре был запущен в серию свой вариант Су-30, отличавшийся несколько упрощенным оборудованием и более низкой ценой. Машины этого семейства поставлялись в КНР, Индонезию, Вьетнам, Уганду, Венесуэлу, а в конце 2000-х годов с увеличением военных расходов начались закупки Су-30 и для ВВС России.
Вслед за закупками Су-30М2 ВВС России начали получать и иркутские истребители Су-30СМ со всеми положенными усовершенствованиями, включая двигатели с управляемым вектором тяги и новые радары с пассивной фазированной антенной решеткой.
В 2000-х годах, помимо программ модернизации строевых Су-27, был запущен еще один проект, результатом которого стало появление самолета с индексом Су-35БМ (Большая модернизация). В серию для ВВС России он пошел в 2010-х годах как Су-35С. Мало отличаясь от исходного Су-27 внешне, самолет получил большое количество нового оборудования, включая двигатели 117С с увеличенной тягой и ресурсом, мощную РЛС Н035 «Ирбис» и новое вооружение.
Су-35С рассматривается как переходный самолет между машинами четвертого поколения и перспективным авиационным комплексом фронтовой авиации (ПАК ФА), в настоящее время проходящим испытания. Серийное производство Су-35С продолжается как для ВВС России, так и на экспорт.
источник