...нашел запись: А прощать в нашем случае означает отменять свое некогда очень твердое "я не буду принимать в этом участия". Прощать - это идти в прошлое и позволять всему тому, с чем тогда никак не мог согласиться, придти и владеть тобой, безраздельно и радостно.
Что случается с человеком, когда с ним случается травма? Любая, большая или маленькая.
(Наверное, нужно дать определение слову "травма". Это то, что отнимает ресурс, не восполняя его.
Скажем, сесть нарисовать картинку - в процессе берет ресурс. Но и в процессе, и потом особенно в результате, если картинка получилась, радость от того, что она получилась, восполняет ресурс и даже дает какой-то "вершок", которого достаточно, чтобы начать другую картинку. Но если после того, как картинка получилась, кто-то значимый пришел и сказал "нет" - опять маешься дурью, художники не живут, а спиваются, дрянь твоя картинка, любое из возможных "нет" - полученный от картинки ресурс полностью изымается, плюс к тому заранее изымается весь ресурс вперед на рисование ближайших картинок - десятка, ста, всех возможных, нужное подчеркнуть в зависимости от тяжести нанесенного урона. Плюс тратится ресурс на то, чтобы залатать дыру, проделанную негативной оценкой. Если эта оценка постоянна, ресурс тратится постоянно. То есть помимо траты ресурса на само действие, приходится затрачивать ресурс на:
отстаивание права и необходимости для себя делать это действие,
и защиту от возможных новых негативных оценок.
Это в наилучшем случае. Можно еще подключить сюда поиск времени и места, недоступных критикам, я, к примеру, долгое время рисовал и писал только по ночам, когда все заснут.
По сути, полученная травма заставляет на действие, на которое тратится N ресурса, изыскивать и тратить Nх10 ресурса. Или на сто. А приход ресурса с этого действия - чуть больше N в самом лучшем случае. Поэтому очень часто следует выбор вообще не делать этого действия.
Восполнение потраченного ресурса и получение немного сверху - дает опыт инициации. То есть не просто опыт, а опыт освоенный, качественно меняющий дальнейшие действия: задача усложняется, человек ставит себе новые цели и так далее. Просто опыт, то есть восполнение ресурса, дает возможность снова и снова решать одну и ту же задачу, причем без потерь. Негативный опыт - изъятие ресурса - приводит к вырабатыванию тактики избегания травматичной ситуации либо, если это невозможно, получения ресурса в обход, чтобы хватило и на действие, и на все сопутствующие траты.
Ресурсом я здесь называю, видимо, эмоциональную составляющую душевных сил. У них много составляющих, в том числе, к примеру, долг и воля, но от травмы, кажется, больше всего страдает именно эта.)
Так вот, травма случилась, ресурс не просто изъят, а вычерпан, дыра болит. Что можно сделать с больным местом? Либо лечить, либо изолировать. На лечить нужен ресурс, а его-то как раз изъяли.
И вот тут начинаются мои домыслы, конечно.
Я просто вижу, как часть человека идет дальше, ищет обходные маневры и способы добычи ресурса, а часть - мгновенный остановленный слепок, очень малая часть, всего лишь отпечаток боли и обиды - остается перед той чертой, переступить которую можно было только получив освоенный опыт. Так устроено обучение - в любой дисциплине необходимо двигаться линейно, пока не освоишь одно, не перейдешь к другому. Можно уйти в другую дисциплину. Получить останов там. И еще в другую. И там получить.
Пока не уйдешь наконец туда, куда нет доступа всем тем, кто тебя останавливает. Так возникают "воображаемые друзья" и неведомые страны за шубами в платяном шкафу. И очень, очень крепкие стены вокруг этой территории. На поддержку которых, кстати, уходит прорва душевных сил.
И вот - один слепок сидит перед поруганной картинкой. Другой - перед отражением в зеркале, видя в нем исключительно "толстую корову". Третий - перед входом в соседний двор, где дали по уху и никто не заступился, а когда пришел домой, там сказали, что сам виноват. Четвертый, кстати, будет сидеть на пороге дома и повторять "сам виноват, сам виноват".
В итоге рано или поздно в реальном мире остается очень небольшая часть человека. Особенно, если такое положение дел длится и длится. Каждый раз человек не в силах принять то, что эта гадость произошла именно с ним, потому что если так, то он - слабак, тупица, толстая корова, а кто же хочет этим быть. И человек бросает того, с кем это произошло, а сам уходит на какие-нибудь еще не занятые травмой позиции. И каждый раз его уходит все меньше и меньше.
И каждое новое дело человек начинает не весь, а только оставшейся частью. И сил у него - не все, а только часть. И вот тогда начинается - это возраст, это депрессия, это все признаки нашего времени. И человек начинает метаться - как это, он в самом расцвете сил, а сил этих - с дождевую каплю. Где тот фонтан, который бил в детстве? Как его вернуть?
А ему говорят - все просто. Ты должен полюбить и принять себя. И простить тех, кто отнимал у тебя ресурс.
Не вопрос, говорит человек, я принимаю себя и люблю. Насчет прощения - это я еще подумаю, но себя я принимаю и люблю, это уж точно.
Но. Принимает и любит он - то, что от него осталось. То, что ускользнуло, выжило. То есть очень малую часть себя. И простить обидчиков он не может по той же причине - к нему-ускользнувшему они не имеют отношения. Он, как таковой, вообще принц параллельной вселенной, на самом-то деле. И настоящая его жизнь - там. А тут - ну, так получилось. Козни черного мага, он ненавидел принца с колыбели. И счеты с колдуном куда больше волнуют оставшуюся часть, даже не потому, что они "выдуманы", а потому, что имеют отношение к той личности, которую этот остаток сформировал себе как действующую в мире. А побои в детстве - не имеют. Они вообще не с ним случились. Диссоциация - спутник любой травмы.
Поэтому призыв любить и прощать - призыв абстрактный, никак не объясняющий, что же, собственно можно сделать. А сделать можно вот что, для начала: забрать того, на кого наорала мать. Забрать его оттуда, где мать все еще стоит и орет. Идти в прошлое не раздавать оценки, а изымать себя из травмирующих ситуаций. Не идти прощать мать, а идти забирать себя. (Мать ведь тоже с тех пор там стоит слепком и кричит, это дело обоюдное, и никто, кроме нее, ее забрать оттуда не может.) Прощать надо не ее, а себя, и не за то, что стоишь там и плачешь, а за то, что не приходил так долго.
И любить нужно - люто, бешено просто любить - не того, кто сейчас, это не комплект, и не того, кто там стоит и плачет, а того целого себя, который будет, когда всех соберешь.
Можно проговаривать травму - столько раз, сколько потребуется, себе или тому, кто на это готов. Проговаривать все. Сколько посуды было в раковине. Как стоял. Во что был одет. Что именно кричала мать. И имеет ли это сейчас хоть какое-то значение. Особенно для принца параллельной вселенной, если уж на то пошло. Можно записывать. Можно даже жечь и есть пепел. До тех пор, пока вся сцена не будет вызвать слез и желания немедленно оттуда сбежать.
Не сбегать. Позволить всему травмирующему действительно произойти, шаг за шагом. А потом посмотреть на себя-зареванного и спросить - ну, вот, это действительно было, но мы живы. Теперь встаем и уходим оттуда. Ушли. Что мы теперь делаем дальше?
Вот это все - можно сделать. Абстрактно кого-то простить, да еще и усилием воли, - задача очень сложная. А изъяв себя из ситуации, требующей прощения, по крайней мере снимаешь саму ситуацию. И дальше уже только следишь за тем, чтобы она не повторялась больше никогда. Прожитая, действительно прожитая ситуация снимает вопрос прощения. Невозможно взять и простить того, кто лупил тебя по больному месту раз за разом. Можно только исчерпать ситуацию, в которой это было возможно. А потом уже пересматривать свои чувства к тому, кто в этом участвовал - если потребуется их пересматривать.
Всегда имеет смысл начинать не с того, что можно было бы сделать в идеале: отвести маму на терапию, изменить себя, изменить ее, выплакаться друг в друга и зажить любящей семьей, - а с того, что действительно можешь сделать. Даже если это означает, что жизни любящей семьи у вас не будет никогда.
Ее и так может никогда не быть.
Но если удастся себя собрать, то пережить эту мысль и даже придумать приемлемый выход из ситуации - шансов гораздо больше.
Причем на "собрать" в этом случае лучше куда-нибудь уехать. Хотя бы на несколько дней - и изымать кусок. Так, по одному, глядишь, и соберешься.
А там уже можно оглядеться и подумать, чего хочется на самом деле.
This entry was originally posted at
http://a-str.dreamwidth.org/491345.html. Please comment there using OpenID.