Традиционный четверговый пост про автоспорт. Вспоминаем Гран При прошлых лет и пилотов на них дебютировавших. С этого поста начинаем наш неспешный рассказ про сезон 1958 года. Поэтому сегодня поговорим о командах и болидах в том сезоне выступавших.
Но сначала в целом о предстоящем сезоне. А сезон 1958 года обещал быть интересным в том плане, что это был один из самых длинных сезонов 50-х. Во первых в календарь вернулись, решившие свои финансовые проблемы Гран При Голландии и Гран При Бельгии (пропустившие прошлый год). Плюс Формула 1 открывала для себя такую страну как Португалия. И чемпионат наконец то становился действительно международным, ибо заканчиваться он должен был на африканском континенте в Марокко. Начинался же он в Аргентине. Но первый этап смог собрать всего 10 участников, из них только три были представителями заводской команды (Феррари). Малоинтересный этап окончился победой Стирлинга Мосса на Cooper, команды Уолкер (что было первой победой этих болидов). Основные же силы подтянулись на второй этап в Монако. Итак это были
Vanvall
Болиды британского миллионера за минувший год не изменились. Это всё те же машины с неплохой аэродинамикой и ужасной коробкой передач. Но самым слабым её местом оставался ненадежный движок. Сей недостаток должны были компенсировать британские пилоты - трижды вице чемпион мира Стирлинг Мосс и перспективные Тони Брукс и Стюарт Льюис-Эванс.
Ferrari
Феррари представила новый болид, названный в честь умершего сына Энцо - Дино. Состав весь спорный - британцы Питер Коллинз и Майкл Хоторн, весь прошлый сезон занимавшиеся черт пойми чем и мало того, что сами забили на победы ради попоек, так они ещё и жизни не давали третьему пилоту Луиджи Муссо. О причинах этого конфликта я уже рассказывал не раз, странно, что Энцо не захотел его решать, хотя возможно он считал, что ненавидя друг друга пилоты увеличат скорость, но в прошлом сезоне эта тактика себя явно не оправдала.
BRM
Британцы до этого, не особо чем-то выделявшиеся на фоне других маленьких британских команд, вдруг решили взяться за Формулу 1 основательно. Для этого в состав пригласили француза Жана Беру, имевшего несколько побед в труднейших незачетных Гран При, пилота умудрившегося в авариях сломать все руки и ноги по нескольку раз и даже лишившейся одном из инцидентов уха. Его напарником стал участник русско-финской войны, опытнейший но особо звезд с неба не хватавший американец - Харри Шелл
Cooper
Купер, как и BRM решили выйти за рамки участия в парочке Гран При и провести полноценный сезон. Состав правда у них был послабее. Англичанин с итальянским корнями - Рой Сальвадори, за 6 лет периодического участия в Гран При , заработал только 2 очка. Австралиец Джек Брэбэм, участвовал уже три года и тоже в основном замыкал пелотон. Одна надежда была на передовую мысль в развитии болидов. Куперы в отличии от остальных были значительно меньше в размерах, гордились задним расположением компактного двигателя. Движок Climax был маломощным, зато не прожорливым и надежным, а его заднее расположение делало машину более управляемой. В дальнейшем по такому пути развития пойдут все, а пока же Куперы назвали букашками (а грубее говоря мандавошками) а Энцо Феррари сказал, про расположение двигателя, что это все равно, что лошадь запрячь позади телеги.
Отметим, что Гран При Аргентины эта машинка выиграла. Но это списали на случайность и малочисленость участников, в добавок был то не заводской коллектив а частная команда Walker. Победивший Мосс вернулся в Ванвалл и в Уолкер позвали бывшего пилота Феррари и победителя Гран При Монако 55 года - Мориса Тринтеньяна.
Lotus
Не отличались и крупными машинами болиды команды дебютанта - Lotus. Команда созданая Колином Чепменом, ещё два года пытавшимся пробиться на старт Гра при Франции. Конструкция Чепмена, двигатель Climax, в отличии от Купера, расположенный спереди. Кого-то из опытных пилотов заинтересовать Чепмен не сумел, поэтому команду представляло два дебютанта. Про одного поговорим на следующей неделе, а пока Клиф Эллисон.
Cliff Allison (Henry Clifford Allison) родился 8 февраля 1932 года в Брафе, графство Уэстморленд, Англия в семье владельца гаража. По сути семья Эллисонов владела всем гаражным бизнесом в этом небольшом городке. Напомню, что в отличии от нашего гаража, где прячутся от жены и хранят старую мебель, в остальном мире гараж это в первую очередь автомастерская и автомагазин в одном флаконе. В 1953 году Клифф объявился в британской Ф3, он постепенно прогрессировал и вскоре Колин Чепмен решил заняться делами молодого соотечественника, полагая, что тот может добиться успеха и в более крупных соревнованиях. В 1957 году Клифф за рулем Лотус Формулы 2 неплохо выступил в одной из гонок проходивших в Италии а также принял участие за Лотус в 24 часах Ле-Мана. Вот с такими неясными результатами (фактически единственным достижением Клиффа было 6-е место в 12 часах Себринга, того же 58 года) гонщик дебютировал в Формуле 1, причем на сложнейшей трассе в Монако.
И Эллисон умудрился финишировать в гонке 6-м !!! Жаль очков за 6-е место тогда ещё не довали. Но ещё более он всех впечатлил на ГП Бельгии. Там Клиф пересек финиш 4-м, но если гонка продлилась на круг дольше он бы выиграл. Дело в том, что у тре пилотов впереди возникли на последнем круге механисеские проблемы (у Брукса сломалась коробка, Хоторн финишировал накатом из-за отказа двигателя а Льюис-Эванса разваливалась подвеска). Это были первые очки Лотус в Формуле 1. В конце года уходивший из Феррари и гонок Майкл Хоторн посоветовал Энцо взять Клифа в команду
Как мне сказали, Майкл уходя на пенсию назвал меня и Грэма Хилла своими приемниками. Я хорошо ладил с Майклом и мы проводии много времени вместе. Я думаю Грэм был чересчур британцем, поэтому в Феррари выбрали меня, правда как пилота для чемпионата спорт-прототипов и запасного пилота в Формуле 1.
Эллисон с Берой и Бруксом - новый состав Феррари на 59 год.
Таким образом Эллисон выбрал карьеру тест-пилота. Он раз в две недели срывался из родного города в Маранело, но при этом Эллисон смог подружиться со всеми пилотами Энцо и был готов в любой момент заменить любого из них. Самым очаровательным из них был фон Трипс или Тафи как его прозвал Питер Коллинз. У него был ужасный английский, и когда я его первый раз услышал, я подумал, что он валлиец. С Филлом Хиллом, было весело, но боже мой какой он был нервный. А Тони Брукс вообще был в стороне от всего и жил в своём собственном мире.
Элиссон и Филл Хилл
В 1959 году Клиф финишировал 5-м в 1000 км. Нюрбурринга, показал быстрейший круг в 12 часах Себринга (2-й по итогам). В Формуле 1 же он провел 4-е, первым из которых было Гран При - Монако, окончившееся для него массовым столкновением с фон Трипсом и частником Халфордом на втором круге.
Очков Эллисон в том сезоне не заработал, но к примеру он показ время поул-позишин на ГП ФРГ, вот только из-за того, что был заявлен как резервный пилот Феррари, ему пришлось стартовать с конца. В США он шел в очковой зоне, но развалилось сцепление. На 1960 год, Клиф наконец стал основным пилотом.
Сезон начался просто отлично. Клиф финишировал вторым в Гран При Аргентины, следующим этапом было Гран При Монако, где...
Тяжелейшая авария в квалификации, поставила крест на всем сезоне. Машина скользнув в шикане по стене завертелась волчком и не пристегнутого британца просто выкинуло из кокпита. Спустя 16 дней я очнулся в больнице и заговорил по французски, что было очень странно, так как до аварии я не знал по французски не слова. Клиф смог восстановится, хотя лицевые нервы на всю жизнь остались повреждены и решил вернутся в Формулу 1. Я скучал по этой жизни. Эти путешествия на Гран При, быть частью большого праздника. Я не хотел вернутся ради вождения, мне просто нравилась эта кухня.
Его приютила британская частная команда UDT Laystall, использовавшая старый Лотус Джмми Кларка.
Клиф успел проехаться в Гран При Монако 61. А потом снова авария. На тренировке перед ГП Бельгии его Lotus вылетел с трассы. Клиф сломал оба колена, получил трещину таза, когда его машина потеряла управление и перевернулась в повороте Бланшимор. Теперь уже окончательно на карьере пилота, можно было ставить крест.
Я очень остро переживал моё отлучение от гонок и по правде я до сих пор не могу от этого отойти, поэтому редко смотрю Гран При. Клиф принял в наследство семейный гаражный бизнес. Он долгое время поставлял по всему графству Уэстморленд школьные автобусы. За рулем некоторых из этих автобусов Эллисон сидел сам. И наверное мало кто из школьников мог догадаться, что их скромный водитель, на самом деле был пилотом самых быстрых машин на свете.
Клиф Эллисон умер 7 апреля 2005 года.
Сезон 1958 года не досчитался нескольких громких имен. Не выдержав финансовых неурядиц основного производства, покинула гонки команда Мазерати, оставив свои сильнейшие болиды 57 года в руках частников.А главное ушел Хуан-Мануэль Фанхио. Пятикратный чемпион мира, почувствовал, что он достиг своего предела. Он правда примет участие в ГП Франции 58 года и даже финиширует в очках, но фактически он ушел. Традиционное видео сегодня посвящено ему.
Click to view
На этом сегодня все, на следующей неделе разбираем Гран При Монако 58