Один день в Кармахабле

Jun 08, 2014 22:06



Маршрутка "Нальчик-Каменномостское" отъехала от вокзала в 9:15. Уютно расположившись на переднем сиденье рядом с водителем, принялся обдумывать то, что ждет меня в мамином селе - в доме пустом, но запомнившимся в тонах счастья и радости.


Все началось в 2003 году, когда мамин брат разбился в страшной автокатастрофе. Смерть единственного сына подкосила дедушку и бабушку. Остались три сестры, которые давно вышли замуж и жили в разных концах республики. Так сложилось, что дед умер в 2010 году, а бабушка в 2012. Их нельзя было назвать дряхлыми стариками, но стресс, пережитый годами ранее, взял свое. И вот я ехал к ним на могилы.

Ворота, точно такие же, какими были годами ранее, встречали спустя полтора часа в молчаливом унынии. Скрип калитки, мгновение и я увидел безжизненный двор, где раньше бегали, куры, утки, собаки, кошки. На крыльце меня никто не встречал. Никто - это бабушка, всегда с нетерпением ждавшая нашего приезда. Я знал, что так и будет, что меня никто не встретит, но ком все равно подступил к горлу и все равно что-то сжалось в груди. Время предательски бежит вперед, унося с собой жизни близких нам людей и мы не в силах ничего поделать. Тяжело было заходить в дом, всегда пахнувший лакумами и чем-то еще вкусным, приготовленным руками человека, который неожиданно для всех не полных два года назад умер с Кораном в руках в последний день месяца Рамадан.

Расскажу вам еще о том, как мама в последний раз ездила сюда месяц назад. Маршрутка в тот раз остановилась в метрах 100-150 от дома. Из ворот выбежала собачка без одной ноги, вообще глухая, слабо видящая и побежала в сторону мамы. Собака жила там еще с того времени, как я 14-летним парнем приезжал навестить родных. Мыщэ не голодал, его кормили, но видимо он скучал. Когда мама уезжала, он дошел с ней до остановки и долго глядел в след, пока маршрутка не скрылась из глаз. Мама вспоминала это со слезами на глазах. Недавно Мыщэ упал в небольшую яму и умер там ночью. В яме не было воды, она была сухая, но сердце собаки-старца не выдержало. Любимая кошка бабушки ушла из дома спустя 1,5 года после ее смерти и до сих пор не вернулась.

Вспоминал все это несколько мгновений. Потом пришел в себя и обратил внимание на то, что погода в селе была под стать моему настроению. Я решил не медлить, так как небо могло заплакать в любую минуту, поэтому решил приступить к делу ради, которого приехал сюда. Переодевшись, пошел к кладбищу. Оно находится недалеко от дома. Могила дяди расположена у самого входа. К нему я пошел в первую очередь. Жаль, что он не смог увидеть, как его дочь выходила замуж несколько месяцев назад. Но я верю, что там, на небесах, они все чувствуют и понимают. Чистить на этой могиле было нечего - все заросло красивейшими и благородными растениями. Немного постояв, около могильного памятника, двинулся в конец кладбища, где неподалеку друг от друга находились могилы дедушки и бабушки. Сильные дожди и солнце сделали свое дело - все заросло сорняками и крапивой. Я принялся чистить.

В процессе работы не слышно подошли женщина, два мальчика и один старик - они тоже пришли на чью-то могилу. Женщина долго смотрела на меня и наконец спросила: кем прихожусь Гятовой Муслимат. Я сказал, что внуком и она даже прослезилась. Оказалось, что незнакомка хорошо знала бабушку. Спустя 15 минут, трое ушли, а старик остался читать Коран под сенью беседки.

Закончив с могилой бабушки, перешел к месту, где покоится дед. Мне как не странно было легко в эти минуты. Мне вообще легко на кладбищах. Там спокойно и чувствуешь связь с теми, кто нашел последний покой в этих местах. Вообще каждому нужно ходить на могилы своих родственников. Их души радуются, когда к ним приходят. И живым полезно вспоминать, что у всех один конец, хоть ты король или разнорабочий.

Пол часа работы и все сорняки были вырваны. Постоял еще минут 10 у всех надгробий и вышел из кладбища. На другой стороне дороги, у обочины стояла машина. Под кроной алычи сидели трое с бутылкой водки и занимались обычным для наших сел делом. Я здороваюсь в селе со всеми, но в сторону этих не посмотрел - не возникло у меня желания вглядываться в измученные и изуродованные алкоголем блеклые лица несчастных людей. Села республики - другой мир, оказываясь в котором, видишь как вырождается генофонд нации. Вот это и есть настоящий геноцид, чинимый невидимой рукой, с нашей же подачи.

Мне трудно было вновь видеть этот пустой двор, этот дом, где уже не было бабушкиного тепла. Я быстро переоделся и вышел с другом на улицу, где случилось то, что меня повергло в уныние. Подошел к нам парень лет 15-16 и рассказал, хвастаясь, как провел сегодняшнюю ночь. По его мнению, покупать за деньги, которые нужно было отдать отцу, 16 бутылок страйка, 2,5 литра пива, хенесси, коньяк, и выпивать все эту гадость на пару с другом до восьми часов утра, -  удел настоящих мужчин. Еще пару предложений и меня хватил бы инфаркт. Когда "герой" ушел, друг сказал, что почти вся молодежь такая и лично у него желания жить здесь с каждым днем становится меньше. Вот это и есть реальная проблема. Это и есть лицо наших сел.

С тяжелыми мыслями и свинцовым настроением сел в маршрутку и уехал в Нальчик. Я еще долго буду прокручивать в голове кадры, запечатлевшие опустевший дом, сцену под сенью алычи и этого парня, ничего не понимающего в жизни и уже с ранних лет губящего свою судьбу.

Будущее - оно такое непонятное.

Зольский район, Кармахабль, КБР

Previous post Next post
Up