Легко изливать душу незнакомцу в поезде. Выложишь то, чего и близкому другу не рассказал бы. Дорога длинная, колёса стучат, а ты говоришь и говоришь... Высказываешься. Вот тебе и искренность. И ничего сложного. Почему? Да в основном потому, что тебе, в общем-то, наплевать, что о тебе подумает попутчик, которого ты в первый и, главное, в последний раз видишь. Как и ему - нет дела до тебя: скоротали дорогу, поболтали - и ладушки. Ты ему ничем не обязан и он тебе тоже - не судья.
Другое дело, когда, выходя на сцену, сразу оказываешься "под прицелом". Ты ещё и рта не раскрыл, на тебя уже смотрят, разглядывают, тебя оценивают. Причём с нормальных зрительских шаблонов - артист на сцене должен быть хорош, красив, поражать вокалом и виртуозной гитарой, - иначе, знаете, "так и я могу!". Любое "отклонение" от шаблона придётся завоёвывать талантом, умениями, той же искренностью. Индивидуальностью. Сцена вообще работает как увеличительное стекло. Этот "метр над землёй" любой зажим, любой недостаток делает заметнее, крупнее. И наоборот. Тихий голос, который может напрягать в бытовом общении, может стать вашей сильной стороной. Шумный зал через минуту замрёт и начнёт прислушиваться. Если, конечно, вы будете достаточно убедительны.
Давайте поговорим о примерах. О том же негромком, почти монотонном голосе Михаила Щербакова, или вспомним картавость Вертинского, а из тех, кто поближе - Гришковца. Недостатки превращаются в достоинства - при условии, что то, что ты делаешь, - действительно интересно и уникально. При этом начинающие авторы часто ищут оправданий, апеллируя к уже состоявшейся "классике". Что, согласитесь, не слишком умно. Ведь для того чтобы сказать "Вертинский картавит (Высоцкий хрипит, Щербаков бубнит) - и ничего!", хорошо бы вообще-то писать и петь не хуже Вертинского, точнее, создать в культурном пространстве своего собственного, непохожего ни на кого Пьеро. И тогда наша картавость, или комплекция, или рост, или, допустим, застенчивость, - да всё что угодно! - будут только подчёркивать нашу индивидуальность.
Евгению Гришковцу, в своё время взорвавшему театральные подмостки своей особой доверительной манерой разговора со зрительным залом, лёгкая картавость только придаёт актёрского обаяния и ещё больше сближает с аудиторией. А вот Михаил Щербаков, напротив, часто сводит диалог с публикой к минимуму, на сцене он "такой, какой есть" - хотите любите, хотите нет. И это не мешает ему собирать полные залы и продолжать писать длинные, умные, философско-филологические песенные монологи. Почему? Да потому, что для его собственной интонации, для его творчества, значительно расширившего рамки песенной традиции, эта случившаяся "несценичность" давно уже сама стала действенным художественным приёмом. Продолжением позиции наблюдателя, нарратора, заложенной в его творчестве.
Причём, любой такой "приём" вряд ли сработает _вне_ личности автора. Начните сами бубнить один из длиннющих монологов со сцены, и увидите, что вас не спасёт уже ни филология, ни уверенность, что так и надо, ни волшебное "захотят - услышат". Не захотят. И не услышат. Можете не сомневаться. И потому прекрасно исполняющая Щербакова Лида Чебоксарова исполняет его уже иначе - драматически насыщенно, каждый раз создавая настоящий спектакль в пространстве одной песни. А копировать, знаете ли, интонацию автора - дело неблагодарное и бесперспективное. Хрипеть как Высоцкий и петь как Высоцкий - и так уже разные вещи. Но единственный смысл появляется там, где вы пытаетесь спеть Высоцкого по-своему. Но эта тривиальная реплика больше в огород исполнителей и, вообще, - отдельная тема.
А пока короткое резюме. Сценические недостатки - не приговор. При наличии других достоинств, они со временем могут отлично сработать на авторскую индивидуальность. Особенно при грамотной подаче. Недостатки в достоинства - чем ни цеховой слоган?
::
предыдущие серии ::