Оскар Шейнин прислал мне много своих материалов, и в одном из них были два письма Колмогорова Эфроимсону, конца 1970-х, очень интересные. Мне кажется, что я когда-то (примерно в то же время) слушал Эфроимсона на семинаре, устраивавшемся Константиновым, где он (Э.) рассказывал про исследования про наследственности талантов и пр. (что согласуется с первым письмом).
Опубликованные им (http: www dot sheynin dot de slash download slash 19X.pdf), полученные им из Архива РАН, очень интересны (и написаны Колмогоровым почти в конце его активного периода) - не знаю, публиковались ли они где-то ещё, и можно ли получить полный текст. (Остаётся только пожалеть о неопубликованных архивных колмогоровских материалах) Тут, на мой взгляд, замечательны и колмогоровские интонации (можно себе представить, как он говорить про лёгкость стать императором Франции), и чёткое разделение обсуждения по существу и "аргументов применительно к понятиям начальства"), и отчётливость изложения, и сочетание готовности к знакомству с новыми исследованиями со здравым смыслом.
Особенно мне понравилось (про отбор школьников для "углублённого изучения"):
"Идеалом, конечно, является просто открытые для всех занятия по интересам, где отбор осуществляется просто тем, что более ленивые сами разбегутся."
Может быть, сейчас пришла пора попробовать это реализовать в интернете (продолжая что-то вроде кружка
Дориченко Сергей -
Sergey Shashkov - все-все-все)?
Спасибо публикатору (Оскару Шейнину)!
Вот первое письмо:
Архив РАН. Фонд 2024, опись 1, дело 354, листы 1-11
Письмо № 1
10 декабря 77
Глубокоуважаемый коллега!
Посылаю Вам следующие далее замечания, чтобы Вы могли сразу судить о том, в какой мере мы являемся попутчиками, и не строили на этот счет преувеличенных предположений. В вашей рукописи я нашел для себя много интересного и надеюсь при личной встрече услышать ещё не мало.
1. О гениальности великих людей.
В начале прошлого века Франции был нужен один император. Очень трудно оценить, сколько среди офицеров, выдвинутых революцией, имелось потенциально подходящих на это амплуа кандидатов. Неясно подобно этому и то какая мера “гениальностиˮ полководческой и организационной и личной храбрости была нужна Жанне д′Арк для выполнения ее миссии. Разысканные Вами в словаре Ларусса сведения о ее конституции весьма интересны. С ними естественно связана склонность к галлюцинациям. А дальше уже действует окружающая обстановка и сознание своей исключительной миссии. Война показала нам, что храбрость, достигающая крайних пределов, в надлежащей обстановке оказывается не столь уж исключительной.
2. Общая и специфическая одаренность.
Сказанное у Вас на эту тему на стр. 45-47 меня крайне удивило и, я сказал бы, огорчило. "Гигантская целеустремленность" без надлежащей точки приложения представляется мне чем то ненормальным и совсем не желательным, а своевременное обнаружение и культивирование специальных дарований делом совсем не простым и в вопросах системы воспитания центральным.
3. О детях талантов и гениев естественно заботиться родителям
Там, где талант действительно унаследовался, он обычно не пропадает. Важнее вопрос о врожденной и благоприобретенной компоненте талантливости. Сколь велика первая там, где в предшествующих поколениях талантливость не проявилась в силу ее "полигенного" характера. Этот вопрос нас практически интересует при планировании системы воспитания и образования.
4. Гениальность, талантливость и психозы.
Считая двумя основными психозами маниакально-депрессивный психоз и шизофрению, естественно было бы обратить внимание на оба и, кажется, это так и делается в литературе вопроса. По московским математикам материал мне хорошо известен. Вполне выраженный маниакально-депрессивный психоз [зачернено Архивом]. Шизофреники у нас значительно чаще встречаются. Вам, конечно, лучше знать, но возможно, что у музыкантов дело обстоит так же.
5. Подагра.
Эта тема для меня оказалась новой. Насколько я понял большой, четырехлетний труд Ваш вложен именно сюда. Не смею критиковать окончательный вывод, но замечу, что метод статистических сопоставлений с постоянной частотой в 0.4% мне представляется несостоятельным. Так как частота подагры в различных социальных слоях и в разное время, повидимому, резко различна, необходимо вести сравнение по однородным группам. Я не проводил статистики, но просто по нашей классической литературе, кажется, можно установить, что подагра имела самое широкое распространение в русских дворянских кругах девятнадцатого века. С этой местной нормой и надо сравнивать частоту подагры у выделившихся из этой среды талантов и гениев. Подойти к такому сравнению можно, выделив случайную выборку не проявивших особых талантов семейств и изучив их архивы воспоминаний и писем.
6. Мочевая кислота.
Возможно ли непосредственно проверить корреляции между ее концентрацией и умственной активностью? Иначе гипотеза остается не слишком убедительной.
7. Четыре механизма.
Один из них построен на одном примере Жанны д′Арк. Второй на трех примерах (Линкольн, Андерсон и проф. Никольский). Я бы их не упоминал в общей аргументации. Зато кажется несомненным “шизоидныйˮ тип талантов и гениев. Не слишком ли категоричны химические и гормональные объяснения? Пример с огромными количествами потребляемого кофе (Наполеон и другие) не кажется мне удачным. Слишком уж простой был бы рецепт, как сделаться императором французов. Получается впечатление, что Вы сожалеете о невозможности стимулировать талантливость и гениальность простым введением мочевой кислоты. И из за этой невозможности рекомендуете гораздо более сложные методы стимуляции.
[8. Пропущен автором]
9. Отбор талантов.
В узкой области юных математиков я могу считаться специалистом этого дела. Руководимый мною интернат дает не плохие результаты. Нам приходится производить отбор в 15 лет. Если бы имели более широкие возможности собирать 13-14 летних на летние сборы и осуществлять там отбор на основе глубокого знакомства с каждым кандидатом, то мы предпочли бы более юный возраст. Хотя 13 лет все равно казались бы мне сомнительными. А с двенадцатилетними я заведомо не советовал бы возиться. Специфические, нужные нам, способности, повидимому, формируются позднее. Участники школьных математических кружков для 12-летних в большинстве потом разбегаются. В таких кружках первенствуют девочки, которые в большинстве теряют интерес к математике уже в 15 лет. Это, конечно, не значит, что для занятий математикой не нужны способности, тренировку которых надо начинать раньше. Но эта общая сообразительность и изобретательность может с успехом развиваться хоть на рыбной ловле в наблюдениях за птицами, в играх и т.д. Способный “дикийˮ мальчик, заинтересовавшийся математикой в 14 лет к 19 годам может уже начать печатать собственные научные работы [зачернено Архивом]. В музыке серьезную тренировку восприимчивости и техники, конечно, надо начинать раньше. А для цирковых артистов и, ставшего профессиональным, спорта8 еще раньше.
10. Форсирование развития.
Несомнено, что всегда лучше свобода. Поэтому, запрещать досрочно сдавать экстернат за среднюю школу, конечно, не следует. Но думаю, что и родителей и ребят надо предупреждать о сомнительности такого пути. И во всяком случае не устраивать подготовительных летних школ для экстерната. У меня довольно большой личный опыт с вундеркиндами, в частности, и с наблюдающимися иногда серьезными их срывами. Ребятам я говорю, что величайший математик нашего века - Гильберт по его словам "в гимназии не слишком торопился заниматься математикой, так как был уверен, что со временем станет [стану] отличным математиком".
11. О тестах.
Запрет на тесты у нас сейчас снят. Употребляет их и рекомендует в надлежащих случаях и наша Академия Педагогических Наук. В западном мире тесты безусловно господствуют в англо-саксонском мире. В прошлом году я был на международном съезде по математическому образованию, собиравшемся в Карлсруэ (ФРГ). Могу Вам подтвердить, что в ФРГ и Франции тестам (в нашей области) отводится самая скромная роль. Очень критикуют английскую систему отбора в "грамматические школы", ведущие в университеты, в возрасте 10-12 лет. Во Франции и Германии я себя чувствую своим человеком, но Америку из за невладения английским языком мало знаю. Но все же у меня есть подозрение, не преувеличиваете ли Вы роль программы “МЕРИТˮ [merit]. В Америке все сразу принимает грандиозные масштабы и умело рекламируется. Но стала ли эта программа основным путем выдвижения способной молодежи? В части студентов-математиков я попробую это выяснить у своих американских коллег. Пока же был бы благодарен за указание имеющихся в вашем распоряжении материалов.
12. Раннее детство.
Тут я Вам вполне сочувствую. При всей условности КИ [Intelligence Quotient, коэффициент интеллигентности] публикация у нас основанных на КИ данных была бы полезна (достаточно подробная). Я слыхал, что весьма серьезные меры по предоставлению матерям возможности оставаться при детях в первые годы их жизни осуществлены, или осуществляются, в Венгрии. Если Вы будете выступать на эти темы, Вам необходимо навести точные справки.
13. Сокращение размеров школьных классов.
Кажется, что то сделано в той же Венгрии. Во Франции до недавнего времени классы на часть отведенных на данный предметов делились на две группы (как у нас для иностранных языков). Недавно Габи эту систему отменил, но зато сократил размеры классов до 30 человек. У нас, к сожалению, 40 уже запланированы на много лет вперед. Добиться изменения в этом отношении было бы очень важно.
14. Редакция предложений.
Ваши предложения (п. 16) для своей аргументации требуют лишь очень немного из генетики и возрастной психологии. Было бы разумно в соответствующем документе только необходимым и ограничиться.
15. Патриотические мотивы и критика капитализма.
В статье и в обращении соответствующие пассажи крайне неудачны. "Плутократия", которая была "вынуждена" допустить в свою среду демократические силы и т.п. фантастичны и ни на кого не произведут хорошего впечатления.
С глубоким уважением,
А.Колмогоров
PS. Я нашел в своей библиотеке книгу Волоцкого. Оказалось, что именно о ней я Вам говорил по телефону. Она начинается с короткого предисловия П. М. Зиновьева, впрочем менее
содержательного, чем мне на расстоянии казалось. Зато мне кажется интересной последняя, двенадцатая глава книги, где в соответствии с Кречмаром циклоидный и шизоидный характеры характеризуются колебаниями между двумя соответствующими полюсами и добавляется третья эпилептоидная полярность. Последнее, впрочем, кажется широкого отклика не получило.
Просмотрев ваши примеры циклоидных гениев и талантов, я начинаю думать, что туда у Вас попадают и шизоиды. Так ли это?
Недавно я перечитывал Оскара Уайльда и был поражен тем, что в описываемых им кругах английского общества подагра была, повидимому чем то крайне обычным.
Так что подозрение, не имеем ли мы тут дело с тем, что называется “ложной корреляциейˮ у меня сильно возрасло.
[Конец первого письма]
Второе письмо:
19 января 78.
Глубокоуважаемый Коллега!
Начну с того, что Вас обидело в моем первом письме. Повидимому, мне следовало избежать всякой иронии, говоря о ненужности некоторых “пассажейˮ в вашем проэкте обращения в высокие инстанции. Но цель моя была вполне серьезная: предостеречь Вас от ошибки. Излишнее идеологическое усердие в подобных документах производит на наши руководящие круги совсем обратное действие: вызывает недоверие.
Но о перспективах тех или иных обращений в “верхиˮ несколько позднее. А сначала мне хотелось бы выступать в положении вашего помощника в поисках истины.
1. Я не вижу никакой необходимости поручать моим сотрудникам проверку ваших картотек и т.п. Будем исходить из того, что они составлялись добросовестно.
Но любой статистик обратил бы ваше внимание на опасность того, что называется “ложной корреляциейˮ. Вам в любой публикации следует заранее предупредить такие возражения, а не "приходить в отчаяние" от моих придирок. Я не предлагал всерьез начинать исследование распространенности подагры в русском дворянстве. Но, например, в применении к различным кругам английского общества такие исследования, вероятно, уже давно произведены. Выступать же публично без обсуждения таких вопросов методологии статистического подхода к делу Вам не следовало бы.
Меня заинтересовали данные о профессорах Мичиганского университета. Но и здесь сразу возникает подозрение на ложную корреляцию через возраст. Любопытно, что более свойственное молодежи “преобладание исследовательских интересовˮ дает как раз наименьшую корреляцию с мочевой кислотой. Но я подозреваю, что американские исследователи сами предусмотрели подобное возражение и как-то его отвели.
Замечу, впрочем, что в целом в роли этой злополучной мочевой кислоты с действием подобным кофеину Вы меня убедили. Для меня было новостью, что вопрос был так широко освещен в литературе до Вас. Появление обзора на русском языке о корреляции между подагричностью и одаренностью и стимулирующем действии мочевой кислоты, например, в журнале “Природаˮ, конечно было бы очень желательно.
2. Мне кажется, что любой обзор корреляций одаренности с психозами должен касаться не только маниакально-депрессивного психоза, но и шизофрении. Вы пишете, что среди художников и литераторов примеров много. Не относится ли к ним и [зачернено Архивом]? Посмотрите, хотя бы, на портреты, приложенные к собранию сочинений.
Даю некоторые данные по математикам. [зачернено Архивом]. Одаренных настоящих шизофреников и шизоидов в младшем поколении пока перечислять не буду, но их много. Среди математиков двадцатого века за пределами нашей страны в первую очередь назову несомненного шизоида - основателя математического интуиционизма и тополога - Броуэра. Заслуживали бы внимания Пуанкаре и Гильберт. Любопытно, что Броуэр и [зачернено Архивом] открывают длинный список представителей математической логики. Это уже деталь, но мне кажется определенно не случайная.
Вообще же о талантах и гениях-шизофрениках, наверно, есть тоже большая литература. Относите ли вы к ним [зачернено Архивом]?
Естественно, что таланты шизофреников для своей реализации требуют длительных ремиссий. Течение болезни имеет циклический характер. Насколько я знаю, такое течение шизофрении не дает оснований смешивать ее с маниакально-депрессивным психозом, которому циклическое течение приписывается по преимуществу.
Замечу мимоходом, что в “роде Достоевскогоˮ несомненными шизофрениками и шизоидами были Ивановы. Мнение Волоцкого, что шизоидные черты на ряду с преобладающими “эпилептоиднымиˮ были свойственны и самому Достоевскому, не кажется мне столь уже нелепым.
С концепцией “эпилептоидовˮ я встречался только у Волоцкого и в предисловии П. М. Зиновьева к книге Волоцкого. Получила ли она широкое признание, я не знаю.
Но во всяком случае появление на русском языке хорошего обзора о корреляциях одаренности с психозами было бы желательно.
3. Я собираюсь отправить запрос о результатах программ выделения талантов по тестам и их дальнейшей поддержки в США главе американских статистиков - Нейману. К сожалению, переписка идет медленно, так что ответ жду еще не скоро. Благодарю за присылку копии из журнала АМЕРИКА. Они меня не убедили в том, что пресловутая 60-миллионная программа заняла такое центральное положение в деятельности по выдвижению талантов в США, как это Вам представляется. Любопытно, что Вы в ответ требуете десятков миллиардов.
Вот пока все, что я могу предложить в помощь вашим разысканиям.
В последнем письме Вы еще усиливаете свои страшные прогнозы (СССР через 6 - 7 лет выйдет из ранга великой державы!). Думаю, что это фантастика. Я хорошо знаю недостатки нашей системы и даже опасности их усиления (см. последнее постановление о школе), но на счастье наши конкуренты, в частности, главный конкурент - США, имеют свои слабости. Свои оценки перспектив и наблюдения, на которых эти оценки основаны, могу рассказать при свидании. Сейчас же сформулирую некоторые свои установки, которые от этого свидания вряд ли могут измениться.
А) Я уже писал, что объединение в одном документе ссылок на разыскания о психозах, мочевой кислоте и т.п. с предложениями по дошкольному и школьному воспитанию считаю определенно неудачным.
Б) Предложения о дошкольном воспитании с обоснованием важности его индивидуального характера должны исходить в первую очередь от психологов. Может быть, было бы возможно кооперироваться, например, с Занковым и его сотрудниками. Но аргументация от генетики здесь тоже могла бы играть некоторую роль. Было бы очень существенно опираться на достижения социалистических стран средней Европы, которые, повидимому, обогнали нас.
В) Тесты полезно пропагандировать. Но я не вижу у Вас никакой конкретной программы продвижения талантов, основанной именно на тестах. Идеалом, конечно, является просто открытые для всех занятия по интересам, где отбор осуществляется просто тем, что более ленивые сами разбегутся. И во многих направлениях мы не так далеки от этого идеала. Там же, где в самом деле неизбежен конкурс с оценкой по баллам, тесты полезны, но должны играть подчиненную роль. Например, при приеме в вузы: проверка по тесту для отсеивания явно негодны, серьезная письменная работа и в заключение устный экзамен - собеседование. Поэтому, вся Ваша концепция всеобъемлющего "тестирования" и подготовки особых специалистов "тестологов" мне представляется ошибочной. К примеру, тесты по математике, конечно, лучше составят хорошие математики, познакомившиеся немного с техникой составления тестов, чем особые "тестологи"!
Д) Предложения по сокращению размеров классов и по специализированной работе со старшими школьниками, конечно, очень важны. Но думаю, что их надо продвигать самостоятельно. Ссылки на генетику здесь скорее могут помешать. Подробности тоже при личной встрече.
Мне самому разговоры с Вами будут интересны, но мне казалось полезным заранее Вас разочаровать, поставив определенные рамки тому, в чем мы сходимся. В вопросах, в которых я сам имею какой то, хоть и не очень большой, вес (старшие школьники) я от поддержки с моей стороны ваших всеобъемлющих предложений не предвидел бы большой пользы. Скорее, наоборот, я уменьшил бы свои возможности кое что полезное делать.
Ваш [подпись]