Некоторые несознательные личности любят говорить, что, мол, свобода, к которой стремятся атеисты, означает вседозволенность. Мол, надо жить по правилам, которые установил бог (далее надо указать, какой именно: Иисус, Яхве, Аллах или еще какой). Мол, если нет указания свыше, сам человек не в состоянии определить, что такое «хорошо», а что такое «плохо».
Сразу хочется напомнить, что стихотворение именно с таким названием когда-то написал В.В. Маяковский, который ну никак не опирался ни накакое «божественное» откровение. Но не будем выводить из себя верующих напоминанием об «атеистической» власти. Мы пойдем другим путем!..
Для начала напомним, что, хотя верующий должен жить по законам, которые предписал ему бог, сам он (бог) никакими такими условностями не связан.
Богословы и сами это понимают, поэтому время от времени появляются забавные тексты, навроде
этого:
Бог обладает абсолютной свободой. Но это не значит, что Он вытворяет всё, что Ему взбредёт в голову. Он живёт и существует по Святым Законам, которые Он не нарушает, иначе бы Он перестал быть Святым.
Ну понятно: ничто и никто не может жить совсем без законов - это чувствуется просто интуитивно - поэтому-то и пишут такое богословы, но такими словами они сразу перечеркивают другие свои слова: о его всемогуществе.
И, с другой стороны, сразу возникает вопрос: а кто же ему установил эти Святые Законы? У него есть свой бог? Этакой Супербог! Тогда зачем поклоняться этому, низшему? Уж лучше сразу выбрать того, кто помогущественней. Разве нет?
Так вот, всемогущий бог может, хотя бы в принципе, отдать любой приказ своему подчиненному - верующему - и тот обязан выполнить его. А для выполнения своего приказа бог должен дать соответствующие полномочия, без которых приказ выполнен быть не может. Так, часовой на посту имеет приказ: любой ценой защитить охраняемый объект. А для того, чтобы он мог этот приказ выполнить, ему дается оружие и право его применить. Часовой имеет право убить нарушителя, не подчиняющегося его командам, и за это не будет наказан, а, напротив, будет поощрен.
Пока подчиненный не вышел за границы, отведенные приказом, он получает полную свободу действий - лишь бы был выполнен приказ. Единственное ограничение - ущерб от действий подчиненного не должен быть более важен, чем ущерб от невыполнения приказа. А если часовой охраняет, скажем, склад с ядерными боеголовками, важность выполнения этого приказа трудно переоценить.
Но армию с часовыми контролирует государство, а кто контролирует бога? Вернее, надо сказать: кто контролирует тех, кто говорит за бога? У бога не проверишь: действительно ли он сказал такое, или это его жрецы придумали? Конечно, есть Писание, но в любом Писании столько противоречивых мест, столько прямо противоположных призывов, притч и рассказов, что Писанием можно оправдать любую точку зрения.
Само собой, любой богослов тут же начнет опровергать мои слова, и у него, наверное, это даже получится, но я не буду с ним спорить. Я только напомню историю, в которой именем бога и веры было совершено огромное количество злодеяний. Только злым делом можно назвать те реки крови, которые пролила за последние две тысячи лет религия.
То есть, сам верующий свободы не знает, а тот, кто им командует - неважно, как его назвать: бог или жрец - даже может приказать убить человека или истребить целые группы людей (то, что мы сейчас называем геноцидом).
А что же «свобода» в понятии человека неверующего, скептика? Я не буду углубляться во всякие высокие материи, типа нравственности, совести и т.д., а расскажу на простом «эгоистическом» уровне. Уровне реакции окружающей среды.
Вот сижу я сейчас в комнате и могу передвигаться не совсем свободно: меня ограничивают стены, и даже по комнате я могу ходить, только обходя мебель. А если я мебель не обойду, а попытаюсь пройти сквозь нее, то почувствую ответную реакцию. Будет больно. Еще больней будет, если я попытаюсь пройти сквозь стену.
Допустим, я захотел больше свободы и выкинул мебель, разрушил стены или сделал еще проще: вышел в чистое поле. Свобода - иди, куда хочешь, делай, что хочешь!.. Вот только магазинов вокруг нету, если захотел покушать, надо самому либо корешки съедобные искать, либо за зайцами гоняться. Но зато свобода! Мешает только густая трава, по которой ходить тяжело: ноги в ней путаются. Тоже, понимаешь, реакция у нее есть.
Что ж, решение есть: закатал все поле под асфальт, ходить теперь вольготно, правда, ни корешков, ни зайцев не осталось, как бы с голоду не помереть. Да и свобода все-таки не полная: вниз двинуться не могу - асфальт твердый, а вверх - Земля-матушка своим тяготением не пускает. Вот такая реакция на мои желания!
Но и это решаемо: отправляюсь я в космос. Там уж совсем полная свобода, ничто не мешает. Правда, оказавшись, как есть, в космосе, убеждаюсь, что свобода у меня остается только одна: быстро, мучительно и некрасиво умереть. Вакуум же вокруг! Правда, реакции никакой - ни отрицательной, ни положительной. Вакууму просто все равно...
Это можно принять, как шутку, но в ней много правды. Мы живем не в вакууме и не в одиночестве, а среди многих и многих людей. И от этих людей напрямую зависит наше благополучие, начиная с мелочей, вроде взаимоотношений с соседом, и кончая общим состоянием дел в стране, где мы живем. И эти люди - та окружающая среда, в которой мы живем, и которая отвечает своей реакцией на любое наше действие. Сделал плохое - получил наказание. Сделал хорошее - получил поощрение.
Правда, иногда бывает, делаешь вроде хорошее, а тебя наказывают. Тогда одно из двух: либо ты ошибаешься, считая свои цели хорошими, либо они правильные, но достичь ты их пыаешься неправильными методами.
Нет в жизни вседозволенности. Как нет и безнаказанности, и халявы. Всегда и за все приходится платить, за каждый неверный шаг - нести наказание. Причем, чем больше от него увертываешься, тем дороже это тебе обходится. Кто живет своим умом, это все знает, и только тот, кто своего ума не имеет, а слушает тех, кому выгодно его невежество, может говорить о вседозволенности.