Зачем нам нужна наука, или «Я видел это своими глазами» не достаточно

Aug 31, 2010 16:58


Люди могут заблуждаться. Все люди. Это касается и меня и вас. В первую очередь вы не должны обманывать сами себя, а самого себя обмануть проще всего.

Наука является единственным способом коррекции ошибок нашего восприятия. Это единственный способ убедиться, что мы себя не обманываем.



Но люди все равно рассказывают как какое-нибудь «новейшее лекарство» «действительно мне помогло». Они не понимают, что у них нет оснований утверждать, что оно «работало». Все они в действительности могут утверждать лишь то, что они наблюдали улучшение после лечения. Это может указывать на реальное действие или это может указывать на неточность наблюдений или на пристрастность наблюдений. Такие замечания являются лишь отправной точкой: мы должны заниматься наукой, чтобы узнать, о чем на самом деле говорят наблюдения.

Мы не можем беспрекословно верить нашим глазам. Сам процесс видения является интерпретацией нашего мозга. Есть два «белых пятна» в поле нашего зрения, и мы даже не знаем о них. Я видел как фокусник разрезает женщину пополам на сцене - это была иллюзия, ложное восприятие. Я видел как пациенту становилось лучше после лечения - моё представление что лекарство вызвало улучшение, возможно было ошибкой, ложным восприятием.

Как вы можете знать, действительно ли работает лечение или нет? Если все говорят что оно помогает, и оно помогло вашей тете Тане, и вы попробовали, и симптомы вашей болезни пропали, вы можете с достаточной уверенностью полагать, что оно работает. Правильно?

Нет, вы не можете так полагать, потому что иногда мы не правильно все понимаем. В течение многих веков доктора использовали пиявок и ланцеты, чтобы избавить пациентов от их крови. Они ЗНАЛИ что кровопускание помогает. Все говорили так. Когда у вас была лихорадка, и врач пускал вам немного крови - вам становилось легче. Все это знали от друга или родственника, которые стояли на пороге смерти, пока кровопускание не излечило их. Врачи могут рассказать тысячи успешных случаев.

Все эти люди заблуждались. Когда Джордж Вашингтон подхватил серьезную инфекцию горла, его врачи удалили ему столько крови, что ослабший организм не смог восстановиться, и он умер. Тогда мы наконец решили протестировать кровопускание, и обнаружили что оно приносит больше вреда, чем пользы. Пациенты которые выздоравливали, выздоравливали НЕ СМОТРЯ на кровопускание, а не благодаря ему. А некоторые пациенты умерли напрасно, как Джордж Вашингтон.

Даже современные врачи иногда ошибаются. Не так давно доктора делали операцию при болезни сердца, когда вскрывалась грудная клетка, и артерии стенки грудной клетки перевязывались, чтобы обеспечить больший приток крови к сердцу. Успех операций впечатлял - 90%. Умный доктор по имени Леонард Кобб хотел быть уверенным, так что он провел эксперимент, где он только сделал надрез на грудной клетке и зашил его обратно, не проделав никакой операции. Он обнаружил что, как и у многих, состояние пациента улучшилось после фиктивной операции. Врачи перестали делать эту операцию.

Каким образом столько людей могло ошибаться? Как они могли верить, что что-то им помогает, хотя на самом деле оно приносило больше вреда, чем пользы? Есть множество причин, по которым люди могут поверить, что неэффективное лечение работает.
  1. Болезнь может прекратиться естественным путем. Многие болезни имеют самоограничение; через некоторое время организм побеждает болезнь естественным путем. Простуда обычно длится около недели. Чтобы узнать помогает ли лекарство от простуды, нужно записывать удачные и неудачные случаи у достаточно большого количества пациентов, чтобы узнать, действительно ли они выздоровели с лекарством быстрее, чем без него.
  2. Многие болезни являются цикличными. Симптомы любого заболевания меняются с течением времени. У людей с артритом бывают плохие дни и хорошие дни. Боль усиливается на некоторое время, потом на некоторое время уменьшается. Если вы используете лекарство, когда боль сильная, то со временем боль все равно уйдет, а благодарить вы будете лекарство, хотя это может быть вовсе и не его заслуга.
  3. Мы все подвержены внушению. Если нам сказали, что что-то будет болеть, то скорее всего оно будет болеть. Если нам скажут, что от чего-то нам станет лучше, то скорее всего так и будет. Мы все это знаем: вот почему родители целуют детям ссадины и ушибы. Все, что отвлекает нас от мысли о наших симптомах, скорее всего нам поможет. В научных исследованиях, которые сравнивают реальное лечение с пустыми таблетками с сахаром, в среднем 35% людей говорят, что им стало лучше после приема таблетки с сахаром. Настоящее лечение будет лечить еще лучше, если мы будем верить, что оно эффективное.
  4. Вы можете принимать сразу два лекарства, и одно из них может быть не правильным. Если врач прописал вам лекарство, и вы дополнительно приняли какое-то домашнее лечение, вы можете приписать всю заслугу домашнему лечению. Или, может, что-то еще изменилось в вашей жизни во время лечения, что и стало настоящей причиной выздоровления.
  5. Первоначальный диагноз или прогноз могут быть неверными. Многие люди якобы излечились от рака, хотя на самом деле никогда не были больны раком. Доктор, который говорит пациенту, что ему осталось жить 6 месяцев, только делает предположение, и может ошибаться. Лучшее, что он может сделать - это сказать, что в среднем пациенты в этом состоянии живут полгода, но половина пациентов живет ещё дольше.
  6. Временное улучшение состояния может быть перепутано с лечением. Если во время лечения у вас появляется оптимизм и надежда, вам может показаться, что вам стало лоегче, хотя на самом деле болезнь не изменилась.
  7. Психологические потребности могут повлиять на наше поведение и восприятие. Когда кто-то достаточно сильно хочет верить, что ему стало лучше - он сам себя в этом убедит. Известно, что люди отрицают факты - отказываются видеть, что опухоль становится больше. Если они потратили время и деньги, они не хотят признавать, что это было впустую. Мы видим то, что мы хотим видеть; мы помним вещи так, как мы хотели бы, чтобы они были. Когда доктор искренне пытается помочь пациенту, пациент чувствует какое-то социальное обязательство поощрить доктора своим улучшением.
  8. Мы путаем корреляцию с причинной обусловленностью. Только потому что эффект следует за действием, не обязательно, что действие вызвано эффектом. Когда кричит петух, а затем всходит солнце, мы понимает что это не петух заставил солнце взойти. Но когда мы принимаем таблетку, а затем чувствуем себя лучше, мы полагаем, что это именно от таблетки нам полегчало. Мы даже не пытаемся подумать, что нам могло стать легче по какой-то другой причине. Мы приходим к заключению так же, как человек, который учит блоху танцевать, когда она слышит музыку, потом одну за одной отрывает ей все лапки и заключает что органы слуха у блохи находятся на лапках.

Итак, существует много способов ввести себя в заблуждение. К счастью, существует способ, который в конечном итоге поможет нам быть застрахованными от ошибки: научный метод. Тут нет ничего таинственного или сложного: это просто набор инструментов для проверки вещей с помощью здравого смысла. Если вы считаете что похудели, и становитесь на весы чтобы проверить ваше убеждение - это наука. Если вы думаете, что у вас есть лучший способ вырастить морковь, и вы проверяете свою идею, сажая рядом два ряда, один выращивая старым методом и один новым, и смотрите, в каком ряду морковь растет лучше - это наука. Чтобы проверить лекарство, мы можем разделить большое количество пациентов на две равных группы и дать одной группе лекарство, которое мы проверяем и даем другой группе плацебо, типа сахарной таблетки. Если группа, которая получила настоящее лекарство, показывает значительно лучшие результаты, значит, вероятно, лечение действительно работает.

Жаклин Джонс была 50-летней женщиной, которая страдала от астмы с двух лет. Она прочитала о чудесных лекарственных травах, которые лечат множество болезней, включая астму. Она полагала что эта информация правдива, так как слышала много отзывов от людей, которые после этого смогли отказаться от приема их лекарств от астмы. Они ЗНАЛИ, что это работает. Они ВИДЕЛИ, как оно работает. Уставшая от побочных эффектов препаратов, Жаклин перестала использовать свои три ингалятора, гормональные препараты и распылитель, и стала лечиться травами. Через два дня она попала в больницу.

«У меня был сильнейший приступ астмы. Я пролежала в больнице 6 недель тяжело больной. За это время у меня развился плеврит. Я не могла дышать, мои легкие были такими чувствительными, что даже прикасаясь к области снаружи, я чувствовала что меня как будто бьют ногами».

Все те люди, которые утверждали что лечение травами избавило их о астмы, могли ошибаться. Симптомы астмы меняются. Может быть, их состояние могло улучшиться в любом случае. Не зависимо от причин, лекарства не были изучены научно и не были эффективны в лечении астмы, и вера в эти советы чуть не стоила Жаклин жизни.

В следующий раз, когда какой-нибудь друг с энтузиазмом будет вам советовать новое лечение, остановитесь и вспомните, что он может заблуждаться. Вспомните Жаклин Джонс. Вспомните Джорджа Вашингтона. Иногда мы заблуждаемся.

Автор: Feel Drum

Источник: Зачем нам нужна наука, или «Я видел это своими глазами» не достаточно.

скептицизм, не мое, наука

Previous post Next post
Up