закон о государственных (муниципальных) учреждениях

Apr 26, 2010 16:51

Вот уже месяца 2 я с легкой оторопью наблюдаю за разворачивающейся истерикой вокруг закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

Так уж случилось, что моя контора уже год де-факто по этим нововведениям и работает. Закон просто превратит де-факто в де-юре. Поэтому есть у меня что сказать.


Предыстория

Начиналось это все еще года 3 назад. Нас обладминистрация начала достаточно жестко подталкивать к тому, что бы занялись т.н. предпринимательской деятельностью. Это было и сверху и снизу.

Сверху - обсуждали законность этого, пробивали изменения в Уставе, т.к. по старому у нас была заложена бесприбыльность, а это исключает получение каких-то денег, кроме как по конкретной бюджетной статье и затратить их можно только на эту статью. Причем копейка в копейку как прописано в бюджете. Иначе - нецелевое использование бюджетных средств с соответствующими санкциями.

Снизу - работникам объявили, что за такие подработки часть суммы пойдет ему на зарплату. И долго собирали предложения отделов о том какой деятельностью и как можно заниматься. От меня лично там было пара пунктов о взятии на обслуживание нескольких подобных нашей госконтор. А то у кого сисопа не положена по штату вынуждены заключать договора с коммерческими фирмами. Подавляющее число которых ни уха ни рыла в нашей специфике. Соответственно и решение возникающих вопросо на уровне ниже плинтуса. Да я и так периодически таким конторам помогаю. Когда (если они выкрутятся и найдут возможность заключить трудовой договор) за деньги. Когда просто так из хороших отношений... Т.е. для меня меняется только в лучшую сторону. Так и у многих.

И вот год назад, Устав, наконец, изменили, открыли отдельный счет в казначействе и потихоньку началось.

Что поменялось?

Да по большому счету не очень что-то поменялось. Да у конторы появилось немного денег. Они как были под колпаком, так и остались. Как был в прошлом году идиотизм - конторе понадобился модем. Цена вопроса 1200р. По нынешнему бухучету хоть и забалансовое (до 5 тыс), но все одно основное средство. А есть распоряжение губернатора, дескать кризис и т.д., запретить региональным конторам закупку ОС. Дело решалось более 4 месяцев, с соответствующей перепиской, и решилось на уровне зама губернатора :-) Ну так и сейчас тоже. Вон конторе сейчас еще принтер нужен. Те же грабли. То есть не сильно-то пораспоряжаешься. Так, позволили себе ремонт нескольких принт-копиров, да чуть мебели. И все...

А теперь с учетом сказанного рассмотрим претензии к закону

Как типичное, возьмем Письмо Медведеву о законопроекте по сокращению бесплатных образования и медицины. Для начала. "Смешались в кучу кони, люди"(с)

Наверное стоит разделять образование, здравоохранение и культуру.

Проще всего по здравоохранению.

"Закон предоставляет карт-бланш (см. Пункт 5 статьи 4 законопроекта) на коммерциализацию любых медицинских услуг, таким образом, медицинское учреждение будет вправе требовать платы за лечение гриппа и реанимационные мероприятия"

Такое впечатление, что написавший это давно не был в больнице или поликлинике. Бесплатное здравоохранение скончалось давно. Оно все платное. Просто плата получается через фонды обязательного медицинского страхования. Территориальным и федеральным. Каждый фонд утвердил перечень бесплатно лечимых болезней. Перечень тех, что оплачивает ТОМС, перечень тех, что оплачивает ФОМС. Они - если что - в каждой поликлинике на стенке. Поликлиника и чихнуть в сторону от этих перечней шагнуть не смеет. Не посмеет она и после принятия закона.

Есть опасения, что фонды будут сокращать эти списки?

1. Вообще-то говоря они и сейчас это могут. Для этого обсуждаемый закон им перпендикулярен. От его принятия или непринятия не изменится ничего.
2. Однако ни каких поползновений на данный момент от данных фондов мы не наблюдаем. Вот если их какое-то шевеление начнется, то тогда и только тогда стоит волноваться, возмущаться, акты и письма протеста... Пока - отдыхаем.

Что остается в сухом остатке - только то, что больницы подталкивают расширять перечень услуг не входящих в данные списки. А разве это так плохо? Вот жена рожала. Платная услуга - отдельная палата. Так очень мило. Жалею, что когда старшая и средняя рожались такого не было.

Теперь по образованию

Предоставлю слово человеку работающему в школе. Смотрим вывод. "Принятый 23 апреля законопроект не вводит ничего принципиально нового, лишь узаконивая уже сложившуюся практику"

Теперь по культуре

Опять-таки, а кто сказал, что она нынче у нас бесплатна? Давно уже не так. "в 2008 году из 9997 федеральных бюджетных учреждений, оказывающих государственные услуги юридическим и физическим лицам, 37,9 % учреждений имели более 40 % средств от приносящей доход деятельности в общем объеме их финансового обеспечения, в том числе 1030 учреждений полностью финансировались за счет таких доходов. Указанные учреждения в основном относятся к таким сферам, как образование, здравоохранение, наука и культура."

И снова вопрос - а что меняется-то?

Выводы

Так и с учетом практики, так и общих соображений, закон не добавляет ничего нового и все опасения беспочвенны.

Однако все ли так гладко?

Нет, совсем не все. Но именно главной, в моих глазах, претензии ни кто и не высказывает. Она такова:

В ряде видов деятельности неизбежен конфликт интересов. На примере. Наша дорожная отрасль. Все 90-е годы отходили от смешанных функций, когда сами проектируем, сами производим работы, сами же проверяем и оплачивает. А теперь... Возьмет наш сметный отдел от подрядчика заказ на составление сметы. А потом, получается, что эту же смету сам проверять и будет. А вот это - чревато.

У подрядчика и заказчика разные интересы. Подрядчику интересно смету раздуть. Заказчику - срезать.

Вот как из этой ситуации будут выходить - пока не знаю.

Так что поживем - увидем.

текущее

Previous post Next post
Up