Вчера мы, с дедушкой и женой, шли в составе Бессмертного полка в Санкт-Петербурге. Жена несла цветы для ветеранов, а дедушка смотрел сверху... Из 1943, когда еще не получил орден Красной звезды и звание капитана. И рядом с нами было много людей, очень много, беспримерно много...
Те кто шел своими ногами - были разные. И молодые и старые. Дети, некоторые в колясках. Их мамы и папы. Стайки школьников и молодежи. Гламурные дамочки со своими кавалерами. Уставшие работяги в старомодной одежде. Парни и девушки в военной форме 40ых. Туристы и иностранцы. Старики с цветами в руках. Холеные мужчины с дорогими фотоаппаратами. А еще тетушки, мужики, и все-все-все остальные. Все очень-очень разные.
Но стоило обернуться и посмотреть назад, и становилось видно, как над улицами Ленинграда шли красноармейцы, матросы, лейтенанты, жители блокадного Ленинграда, старшины и подполковники. С нами шли Воины победившие 70 лет назад. Победившие самого сильного врага на тот момент, врага от которого бежали все остальные народы.
Они смотрели на меня со старых фотографий и портретов. Они шли с нами!
И они объединяли всех людей которые пришли на этот марш. Мы, такие разные, шли плечом к плечу как родные.
На этом марше было мало полиции, не было никаких рамок-металлоискателей, ОМОНА и ограждений. Но и дебоширов, скандалов, хаоса, пьяных (а если кто и принял 100 грамм фронтовых вел себя достойно) тоже не было.
И не смотря на то что пришлось стоять больше час на улице Марата, а потом еще час идти медленным шагом с остановками до Невского, никто не уходил из колоны.
Ну а как уйти, если с тобой уйдет твой дед, а он до Берлина дошел. Так неужели ты до Дворцовой с ним не сможешь дойти. Если твоя прабабушка блокаду пережила, неужели ты пару часов не переживешь подождав начала шествия.
Когда говорят об истории нашей страны, это иногда кажется очень нудным, или пафосным, или устаревшим... Но когда история идет с тобой в одном строю, твоя личная история, твои предки - и рядом с тобой идут те кто живет рядом с тобой и те кто дал нам всем такую возможность в далеких 40ых. Начинаешь понимать, даже не разумом а сердцем, что мы народ, мы победили тогда, и победим любого другого врага. Пока со мной мой дедушка, пока мы идем с ним вместе в строю с Бессмертным полком.