По просьбе
kaganer.
А вы представляете, как функционировал шестиэтажный дом посреди города, в котором всё готовили на дровах, и топили дровами? Я это с большим трудом представляю. Даже оценить, сколько дров нужно было в день на такой дом, не могу.
А вот документ на снабжение дровами к моей коллекции прибился, хотя он и не транспортный билет. Но имеет формат традиционного картонного (эдмондсовского) билета. Вот он
Размер вязанки указан: 1/12 с. = 16 Х 12 в., но как это интерпретировать, понятия не имею.
Для справки вершок это 1/48 сажени, 4,445 см. А сажень - 2,134 м.
UPDT. Знатоки из
retro_piter разъяснили.
Вот, что пишет
lector_maniacus:
1/12 куб.сажени = 9216 куб.вершков = 16 х 12 х 48 вершков
Это и есть размеры вязанки: 16 х 12 в поперечнике и длиною в погонную сажень.
То же и с паровозными "отпускными билетами": вязанка дров, длиною в 1 пог.саж. и сечением 12 х 12 вершков, т.е. 1/16 куб. сажени.
Как функционировал многоэтажный доходный дом с печным отоплением я еще помню. Каждая печь располагалась так, чтобы ее "зеркало" (теплоизлучающая поверхность) выходило в две (изредка - 3) смежные комнаты, напротив окон, тогда как топка выходила в корридор, деливший по всей длине квартиру, выходящую на две стороны дома, или примыкающий к перегородке между двумя "односторонними" квартирами. Благодаря такой планировке, а также толщине наружных стен, топить печи нужно было 1 раз в 1 - 3 дня (в зависимости от наружной температуры).
Дровники располагались на площадках черных лестниц, а "дровяной сарай" - в подвале или в отдельном полуподземном помещении в центре двора-колодца. Дрова обычно закупались домовладельцем для всего дома и отпускались из дровяного сарая по требованию. Именно для обслуживания этой системы предназначались "ярлыки", вроде приведенного автором поста. Дрова из сарая приносил, обычно, дворник, за мелкое вознаграждение.
А вот кухонные плиты топились, как правило, углем (дровяную плиту приходилось бы делать значительно больше, чем позволяло место на кухне).
Следующие документы давали право на получения материалов для паровозов. Дрова тут уже измеряются в более крупных, но ничуть не более понятных единицах. Что значит 1 погонная сажень 12 вершков, я не знаю.
Оставшиеся документы относятся уже не к Николаевской дороге, а к Приволжской железной дороге, так что
kaganerу перетаскивать их в питерское сообщество не следует.
Керосин, наверно, для фонарей. Вряд ли его лили в топку.