Об угрозах экономике России - 2

Mar 05, 2014 20:38

В комментариях к предыдущей ремарке на ту же тему мне указали, что Европа уже готова костьми лечь, лишь бы устранить зависимость от российских нефти и газа. И это, мол, уже реальная угроза экономике РФ. Причём довольно скорая.

Конечно, в связи с украинскими событиями призывы еврочиновников больше инвестировать в альтернативные источники энергии, чтобы сократить расходы на импорт ископаемых энергоносителей в размере свыше 400 млрд евро в год, стали звучать громче. Кроме того, страны ЕС давно уже стремятся диверсифицировать источники газового импорта за счет Азербайджана и сжиженного природного газа (СПГ) из Африки, Северной Америки, а также с Ближнего Востока. Наконец, время от времени всплывает на поверхность тема добычи сланцевого газа в Восточной Европе и - не смейтесь - Украине.



Но по факту пока получается вот что.

1. Поставки американского СПГ в очень небольших объемах начнутся в 2015 году, а газ из Средиземноморья и Восточной Африки начнет поступать в Европу не ранее 2020 года. Но этого совершенно не хватит, чтобы отказаться от услуг "Газпрома": по расчётам Reuters, поставки из новых источников к 2023 году вряд ли превысят 15 млрд кубометров в год, притом что потребление может вырасти с нынешних 485 до 585 млрд кубометров в год.

2. Собственная газодобыча в Европе продолжит сокращаться. В результате газовый баланс Старого Света на ближайшие лет 20 прогнозируется таким.


По сути, диверсификация газовых поставок позволит лишь компенсировать снижение собственно европейской газодобычи. Импорт Европой российского, туркменского и азербайджанского газа даже несколько возрастёт в период 2015-2030 гг. Дальше объем этих поставок будет в большей степени определяться естественным сокращением добычи в Сибири, чем усилиями еврочиновников по уменьшению газовой зависимости от Москвы.

3. Перспективы добычи сланцевого газа в Европе туманны. В первую очередь потому, что в густонаселенном Старом Свете трудно найти такую территорию, где было бы возможно без ущерба для экологии и здоровья людей развернуть масштабные буровые работы. Для промышленной добычи требуются тысячи глубоких скважин по густой сетке (3 скважины на км2) и огромное количество воды, песка и химреагентов. Не случайно Франция вообще запретила на своей территории вести добычу газа методом гидроразрыва пласта. В Польше за 5 лет было пробурено лишь полсотни скважин, но проект в итоге был свёрнут - как по экологическим, так и по экономичечским соображениям. Проще говоря, в Европе при существующем уровне развития технологий не получилось обеспечить ту же себестоимость добычи, что и в США.

4. Перспективы вытеснить российский газ из энергобаланса Европы за счёт каменного угля и развития альтернативной энергетики тоже призрачны. Последняя остаётся всё ещё сравнительно дорого́й и поддерживается на плаву разного рода субсидиями, а уголные электростанции - кошмар для европейской экологии. Европа по объективным причинам вынуждена стремиться к росту потребления экологически более чистого топлива, и это газ, а не уголь.

5. Что касается нефти, то и здесь сказывается своего рода "эффект масштаба". На Россию, которая экспортирует 4,7 млн баррелей нефти в сутки, приходится 13% мировой добычи нефти. Из этого объема страны ОЭСР импортируют 3,5 млн баррелей в сутки (прогноз на 2014 год) - это больше, чем свободные мощности по добыче стран ОПЕК. На Европу приходится 2,7 млн баррелей. Найти всему этому замену, мягко говоря, проблематично и в перспективе 5-10 лет. Даже если подключить к решению этой задачи Ирак и поставить на уши Саудовскую Аравию.

Вывод, лежащий на поверхности, очевиден: в текущей геоэкономической конфигурации введение эмбарго на российскую нефть и/или российский газ невозможно на практике. Но это не означает, конечно, что Россия в принципе неуязвима к любым возможным санкциям.

Впрочем, это уже большая самостоятельная тема...

кризис, Россия, статистика, Украина, газовые войны, экономика, ЕС, импорт, нефть, экспорт, геополитика

Previous post Next post
Up