Это просто ужас какой-то! 47-летняя жительница Подмосковья покончила с собой после визита коллекторов. По данным следствия, просрочившая кредит женщина попала в тяжелую жизненную ситуацию: ее сократили на работе, мать в больнице и требуется дорогая операция, денег нет. Но последней каплей стали именно звонки и визиты коллекторов с угрозами, что из-за долга по ипотеке «неплательщицу» в ближайшее время выселят на улицу.
Это не единичный случай и не только российская реальность. Как утверждают эксперты, во всем мире добровольно расстаются с жизнью из-за долговых проблем каждый год от 30 до 40 тысяч человек. Пугающая статистика.
Понятно, что самоубийство - это шаг отчаяния. На него редко решаются из-за какой-то одной причины. Но жесткие действия коллекторов, бывает, оказываются последней песчинкой на чаше весов. Последней соломинкой, ломающей спину верблюда.
Запутаться в долгах легко. Справиться с ними - непросто. Но наложить на себя руки - вовсе не означает разрешить ситуацию. Напротив, это значит подставить вместо себя родных и близких. Которым и так тяжело.
Тем более, что давлению коллекторов можно и нужно противодействовать. Закон здесь больше на стороне незадачливых заемщиков. Нужно только уметь им пользоваться и найти в себе силы противостоять изощренным приемам сборщиков долгов.
Каждый год в России выдается несколько миллионов новых кредитов - потребительских, автомобильных, карточных, ипотечных. По грубым оценкам, 15-20 тысяч человек ежегодно становятся неплательщиками по взятым займам. Это - прямой путь к неприятному знакомству с представителями коллекторских агентств. Кстати, в их терминологии несостоятельный должник именуется даже не клиентом, а «жертвой». Об этом не стоит забывать.
С чего коллекторы начинают обработку своих жертв? Вариантов два. Либо грубый, порой даже демонстративно грубый «наезд», либо - сначала «задушевные» разговоры, всяческая демонстрация намерения помочь в решении проблемы, а уже потом, если долг все не возвращается, грубый наезд с использованием ранее полученной от жертвы информации.
Из этого следует одно из главных правил общения с коллекторами: никаких сведений о себе, кроме тех, что им и так уже известны. Никогда. Но оно идет под вторым пунктом. Ибо под первым - вначале убедитесь в том, что лица, которые требуют от вас вернуть просроченный долг, действительно имеют на это право. До какого-либо документального подтверждения их полномочий - никаких переговоров с коллекторами! Ни лицом к лицу, ни по телефону.
В качестве такого подтверждения коллекторы должны будут предъявить вам - помимо своих документов - либо доверенность от банка (что редко), либо договор с банком об уступке прав требования по вашему кредитному договору. Если таких документов нет, это уже не коллекторы, а обыкновенные вымогатели, либо мошенники. И заниматься ими должна полиция. Если же договор уступки есть, его в ряде случаев можно оспорить в суде. Здесь многое будет зависеть от того, как именно ваши обязанности и права банка были сформулированы в кредитном договоре (но это - тема отдельная).
Третье правило - фиксируйте все действия коллекторов. Разговоры записывайте на диктофон. В открытую. Даже если дело происходит на улице, где к вам неожиданно подошли с «напоминанием» о долге. С документов снимайте копии или хотя фотографируйте их на камеру мобильного телефона. Письма из банка и коллекторского агентства обязательно сохраняйте.
Четвертое правило - активно обороняйтесь. Если коллекторы вам угрожают, ломятся в ваш дом в неурочное время, рассказывают о ваших долговых проблемах соседям, начальству, родственникам - обращайтесь в полицию. Полицейские не хотят принимать мер к зарвавшимся хамам, отказывают в возбуждении уголовных дел, не отвечают на ваши запросы и т.п. - заявляйте в прокуратуру. Пишите жалобы в Роспотребнадзор - причем, как на коллекторов, так и на банк-кредитор. Обращайтесь в суд, если те суммы, которые с вас требуют коллекторы, намного больше остатка задолженности по кредиту плюс указанных в договоре процентов, штрафов и пеней.
Чтобы понять, какие именно из наиболее популярных действий коллекторов незаконны, не нужно быть акулой юриспруденции. Достаточно здравого смысла. Так, коллекторское агентство вправе напоминать вам о долге - звонить, отправлять письма с требованием погасить задолженность или присылать своего сотрудника по вашему домашнему адресу. Но оно не вправе нарушать ваш покой звонками в ночное время, вламываться к вам домой и разглашать ваши проблемы перед соседями. Коллекторы вправе (с некоторыми оговорками) требовать от вас погашения долга, невыплаченных процентов, а также штрафов и пеней в указанных в договоре размерах. Но они не имеют права вынуждать вас оплачивать их издержки и расходы. «Вышибалы» могут добиваться от вас взыскания долга исключительно законными и корректными методами. Они не вправе оказывать на вас и ваших близких психологическое давление, препятствовать вашей работе и мешать личной жизни. В противном случае вы имеете полное право подать иск о возмещении морального ущерба и отсудить значительную сумму денег (судебная практика на этот счет уже есть).
И пятое правило - соберите, наконец, деньги и погасите уж этот кредит!