О том, как спастись с Титаника, используя власть денег

Apr 14, 2016 20:01



По оценкам ООН, за всю историю мореплавания потерпело катастрофу и затонуло порядка 3 млн кораблей самого разного водоизмещения и назначения. Американское гидрографическое управление приводит цифру в 1 млн кораблекрушений, но свой отсчёт оно ведёт с 1500 года. Как бы то ни было, лишь о нескольких сотнях водных трагедиях обычные люди более-менее осведомлены. Но одна до сих пор стоит особняком.

104 года назад пассажирский лайнер «Титаник» столкнулся с айсбергом и начал тонуть в холодных водах Северной Атлантики.

Это кораблекрушение унесло жизни 1496 человек. Среди них было великое множество известных людей, купавшихся в роскоши и богатстве, но в итоге ушедших на мрачное дно в ночь с 14 на 15 апреля 1912 года. Что даёт морализаторам повод говорить, мол, перед смертью равны все, и никакие деньги не защитят вас от ударов судьбы.

Но так ли это на самом деле?

Процитирую одну из своих недавних заметок.

Статистика на стороне богатых. Примерно 62% пассажиров первого класса получили места в лодках, по сравнению с 41% из второго класса и 25% из третьего. Для экипажа цифры ещё хуже: только 24% выжили.

Или другой статистический факт. В первом классе на "Титанике" всего один ребёнок погиб, тогда как среди обитателей кают в третьем классе нашли смерть в ледяной воде 52 из 79 детей. Это примерно такой же процент, как доля утонувших мужчин в первом классе. Притом что неписанный морской закон указывает первыми спасать женщин и детей.

Конечно, всё это можно интерпретировать как то, что в реальных катастрофах никакие нравственные законы не работают, и выживают наименее принципиальные. А таковых среди богатых меньшинство: крупные состояния, по общему мнению, редко сочетаются с твёрдыми моральными принципами. Но можно посмотреть на это масштабное кораблекрушение и под другим углом зрения.

Планировка "Титаника" была вполне обычной для своего времени. Каюты первого класса располагались преимущественно на верхних палубах, ближе всего к спасательным шлюпкам. У их обитателей было больше времени как на раздумья, так и на эвакуацию. Третий класс располагался ближе к трюму, причём коридоры нижних палуб образовывали форменный лабиринт. Учения по выходу к шлюпкам не проводились, а в момент катастрофы из рук вон плохо сработали системы оповещения о начале эвакуации. Кроме того, часть проходов были задраены стальными решётками, отделявшими обычную публику от первоклассной. Поэтому множество пассажиров просто не выбрались на шлюпочные палубы вовремя.

То есть, неприлично дорогой билет первого класса на деле сыграл роль счастливого лотерейного, повышая шансы обитателей первоклассных кают на спасение.

И было ещё уникальное везение некоторых толстосумов. Например, мультимиллионер Альфред Вандербильт с супругой решили не отправляться на «Титанике» перед самым отплытием, когда их камердинер, горничная и багаж уже находились на борту. Аналогичным образом поступил президент треста «IMM» Джон Пирпонт Морган, для которого были уже приготовлены роскошные люкс-апартаменты на палубе B. Он тоже отказался от путешествия в последний момент. Думается, им было бы сложнее выбросить на ветер деньги за билеты, не будь стоимость поездки (870 £ за каюту-люкс, примерно 50 тыс. долл. по текущим курсам) для них совершенно незначительной в сравнении с доходами.

Да, само по себе количество денег не гарантирует безопасности, здоровья и долголетия. К денежному мешку неплохо бы прилагать голову всякий раз. Но, с другой стороны, если человек достаточно умён, чтобы самостоятельно создать себе капитал или хотя бы не растранжирить наследие семьи, крупные финансовые ресурсы в его руках действительно повысят шанс на спасение в катастрофической ситуации, согласны?

Кстати, а вы в курсе, что богатые даже и живут в среднем дольше малообеспеченных?

общество, капитал, личные финансы, безопасность, статистика, путешествия, мысли, транспорт

Previous post Next post
Up