31.07.2018
Если объяснять на пальцах, то можно сказать, что в истории каждого литературного языка был такой человек, с появлением которого в языке начиналось что-то очень важное. Для итальянского языка это, например, Петрарка, для русского - «наше всё» Пушкин, для коми - Иван Алексеевич Куратов (1839-1875). Коми по праву считают Куратова основоположником литературного языка и национальной поэзии.
Однако дом поэта не сохранился. На месте дома установлен памятный столб с табличкой.
Рядом построен литературный музей Куратова, называемый по-коми «Кöч Закар керка», или в переводе с литературного коми на литературный русский «Дом печника Захара». Мы войдем в него с мебельными целями.
Кабинет поэта
В оформлении кабинета использована мебель конца XIX - начала XX вв., принадлежавшая родственнице Куратовых по материнской линии, Марии Александровне Гориновой. Речь о буфете, письменном столе и стульях.
Но начнем с дивана. Лежащий на нем фанерный хештег «Менам муза» переводится с коми как «моя муза». Диван простой столярной работы, но обязательно с фигурными локотниками - вещь для Коми довольно распространенная.
Много подобных диванов я видывал на У́доре, в одном из красивейших районов Коми. Даже пост о
мебели Удоры написал. Этот же экземпляр дивана отличается от удорских рейчатой спинкой.
В углу - этажерка. Подобная вряд ли могла оказаться в кабинете Куратова: слишком уж тонка и деликатна для коми глубинки.
Переходим к условно мемориальным экспонатам. Двухтумбовый письменный стол с тонкой столешницей. Крашеный, как и вся другая мебель, Дверцы рамочно-филенчатые. Рамки фигурные. Как-никак украшение.
Стул уникальной конструкции: фигурная перекладина в спинке приспущена, отчего верхние части боковых устоев выглядят как акцентированно высокие фиалы.
Буфет традиционной конструкции: глубокий низ с широким ящиком, верх с застекленными дверками. Фигурные рамки, карниз - чтобы глаз радовался.
Парочка стульев. Правый стул - компаньон к стоящему у письменного стола. Теперь у нас есть возможность повнимательнее рассмотреть его спереди. И вновь, как и на Удоре, мы видим, что в конструкции стула применен брусок, имеющий профиль старинного плинтуса. Опять удорские черты.
С мебелью разобрались. Осталось познакомиться с миром литературных героев Куратова. Мир этот широкий и многоплановый. Я смогу лишь приоткрыть ведущую в него дверь.
Есть у Куратова стихотворение «Закар ордын» («У Захара»), а в нем 14 персонажей, и все разные, и у каждого свое ремесло, свой характер:
- охотник Ошпи Макар,
- лаптеплёт Кась Вась,
- шерстобит Руч Вань,
- собиратель трав Спиридон,
- сторож церкви Митропан (в коми языке нет звука «ф», вместо него произносят «п»),
- старый, но по-прежнему очень сильный Петро Ольош Герман,
- рыболов Кельчипи Тарас,
- Поп Педь, который носит палку за попом,
- древний добрый Еремей,
- Митрей, который носит петли на зайцев, а сам трусливей зайца,
- любитель пива Сопрон,
- собиратель денег для церкви Гервасий,
- водонос и дровосек Власий,
- плотник Микаль.
По мотивам стихотворения снят
мультфильм. Посмотрите. По-моему, в нем и без перевода многое понятно.
Еще о Коми, на примере прекрасной Удоры: