30.07.2018
На мысль о посещении Гледенского монастыря нас натолкнул Димитрос Георгиадис. В своей передаче «Ехал Грека» Димитрос рассказал об удивительном резном иконостасе Троицкого собора. И еще показал, как двери собора могут чудесным образом открыться перед путешественником даже в выходной день.
Однако перед нами двери в выходной не распахнулись - пришлось приехать еще раз, уже на следующий день.
В основании стен - краеугольный камень.
На входе - многоярусный портал.
Жемчужина собора - пятиярусный барочный иконостас XVIII века. Резьбой занимались тотемские мастера Тимофей и Николай Богдановы. Золочение выполнил Петр Лабзин с артелью помощников.
Царские врата.
Врата украшены резными фигурами евангелистов. Обратите внимание на объем резных кучевых облаков, на которых евангелисты восседают. Марк с милым львом, Лука с добрейшим тельцом.
Выше - и тоже на резном кучевом облаке - фигура Бога Саваофа. Каковы драпированные складки деревянного балдахина!
В отличие от огромного числа других иконостасов, гледенский не плоский. Центральная его часть выступает вперед.
Слева от Царских врат Богоматерь с Младенцем.
Справа - Троица Ветхозаветная.
Еще раз оцените объем работы, красоту резьбы и позолоты.
Резьбой украшены не только детали иконостаса, но и рамы икон, обрамляющих столпы.
Кстати, столпов в соборе не четыре, а только два. Паникадилом с чашами в виде раковин завершаю
сорок шестую дюжину люстр и паникадил.
На внутренних поверхностях барабанов обнаруживаю картуши, свойственные для тотемского барокко.
Прогуляемся по территории монастыря.
Подойдем к сторожевой башне, расположенной на возвышенном коренном берегу Сухоны.
Раньше Сухона протекала прямо у стен монастыря, но в 1807 году сменила свое русло и отошла от монастыря на несколько километров. Вслед за рекой переместился и Великий Устюг.
А монастырь остался на прежнем месте, окруженный красивейшими полями.
Еще об Устюге, из раннего: