28.07.2018
Никогда не начинал с такого количества дисклеймеров, но придется.
- Дворянский род Брянчаниновых подарил России немало славных имен. Однако пост не об этом.
- Один из представителей рода, Игнатий, в миру Дмитрий Александрович Брянчанинов, был епископом Русской православной церкви, богословом и проповедником и недавно канонизирован в лике святителя. Но пост не об Игнатии.
- Пост об усадебном доме в Покровском, где прошли детские и юношеские годы Дмитрия. Точнее, о мебельной составляющей интерьера, а она оказалась не очень. Поэтому речь только о моменте посещения.
Так что, входя в дом, будем пытаться представить, как великолепно могли бы выглядеть его интерьеры, будь они наполнены типологической, а не новодельной мебелью.
Дом построен в 1812 году отцом Дмитрия, Александром Семеновичем. Говорят, что проект принадлежит Александру Сапожникову, местному архитектору-самоучке.
Не верится?
Вот поэтому и возникла версия, что автором мог быть столичный архитектор, например близкий к школе Казакова.
Проходим в дом.
Прихожая
Меблировка прихожей традиционна: кресла, банкетка, овальный столик. Изюминка интерьера в цвете фонаря.
Забираю фонарь в
сорок шестую дюжину люстр и паникадил.
Комнаты первого этажа расположены по круговой анфиладе.
Гостиная
Комната раньше называлась каминной: между двумя колоннами располагался камин, вокруг которого можно было обойти. Камина давно нет, и его решили не воссоздавать. Кресла - новодел.
Люстра.
Малая гостиная
У малой гостиной были и другие названия - летняя гостиная, синяя гостиная. В углах стоят «сквозные» печи: их конструкции уходят наверх и также обогревают второй и мансардный этажи. Лепные корзинки на карнизах печей бережно реставрированы.
Кресла - новодел. Стол наверняка тоже, иначе бы не прикрыли скатертью в пол, а показали бы красоту..
Люстра.
Диванная
Экспозиция диванной посвящена святителю Игнатию Брянчанинову. В сане архимандрита он изображен на центральном портрете.
Но переключим внимание на мебель. Не на современные стулья, а на типологический стол. Четырехгранная ножка-ваза опирается на прямоугольную платформу, по углам которой традиционные для таких решений звериные лапы. Стол смотрится красиво.
Книжный шкаф. Круглая форма окошка-иллюминатора перекликается со скругленным профилем карниза. Угловые элементы карниза плавно перетекают в скошенные боковые ребра. Гармония.
Люстра.
Розовый зал
Круглое в плане и самое большое помещение дома использовалось раньше как столовая. В центре стоял стол-сороконожка более чем на 20 персон. Его раздвигали чуть ли не на всю ширину комнаты (не преувеличение?).
Сейчас это концертный зал с типовыми стульями для посетителей. В таком варианте использования зала к мебели вопросов нет.
Люстра.
Лестница
На второй этаж ведет подлинная лестница 1812 года.
Ее можно осмотреть и с первого этажа,
и со второго, но для прохода лестница закрыта.
Спальня для девочек
Дмитрий вырос в многодетной семье: у него было четыре брата и четыре сестры. Девочки вместе с няней Ефимьевной спали в этой комнате. Чтобы интерьер ожил, в нем должна появиться мебель.
Спальня для мальчиков
Рассказывают, Дмитрий любил предаваться размышлениям, глядя в окно. Не случайно на высоком трехногом столике разместили подзорную трубу.
Но кто играл с куклой, оставленной на кресле, пока непонятно. Кресло красивое, типологическое, ампирное, с резными розетками в локотниках.
Лестница
Поднимемся выше, на мансардный этаж.
Люстра.
Комната хозяина
Окна кабинета и спальни Александра Семеновича выходили на село. На момент посещения продолжаются реставрационные работы. Стены выкрашены в строгий розовый цвет.
Комната хозяйки
Софья Афанасьевна занимала комнату, смотрящую окнами в сад. Раньше здесь располагались спальня и будуар хозяйки. Цвет стен романтичный, зеленый. Витрина и стулья современные.
Люстра.
Из своей комнаты хозяйка могла попасть на балкон. Объем треугольного фронтона над ним стилизован под сферический купол. На ризалитах слева и справа лепнина с военной атрибутикой. Балкон опирается на консоли с лошадиными головами, на мой взгляд очень милыми.
В целом, как пишут специалисты, «здание напоминает типичный французский загородный дом начала XIX века». Действительно, замысел архитектора и работа реставраторов не могут не восхищать. Старинной мебели бы побольше.