09.09.2017 Как ни странно, но пост о псковиче Юрии Павловиче Спегальском начну со слов о другом выдающемся архитекторе-реставраторе, но только из Великого Новгорода. Дело в том, что как раз за неделю до посещения Пскова были мы в Новгороде. Тогда - почти случайно - оказались на выставке, посвященной Григорию Михайловичу Штендеру. И так меня поразила личность Штендера, и так понравились его работы - живописные, графические, архитектурно-реставрационно-чертежные, и так я впечатлился его трудами, и так проникся уважением к делам его, что...
Короче, музей Спегальского не входил в планы ни одной из наших многочисленных псковских поездок. Но после Штендера вошел сразу. И эти планы незамедлительно были реализованы.
Юрий Павлович Спегальский (1909-1969) - выдающийся исследователь зодчества средневекового Пскова, архитектор-реставратор, художник, основатель Псковских реставрационных мастерских. Ему принадлежит гениальная идея послевоенного восстановления Пскова путем создания архитектурных заповедников.
Беру на себя смелость провести мебельную экскурсию по его музею-квартире. Гостиная Все, что мы видим, мемориальное, подлинное. Многие предметы сделаны руками Спегальского.
Например, расписная столешница для стола. Роспись повествует о том, как в XVII веке принимали гостей псковские купцы.
Приведу несколько цитат (авторская орфография и пунктуация сохранены).
Надпись в круге:
Сия столешница строена по указу государыни моей Ольги Константиновны [Аршакуни, супруги Спегальского] в лето 7470 [1964 г.]. Надпись по кольцу вокруг круга:
А писан устав, сиречь наказание, на вразумление всем христианам, людям посадским дом свой имеющим, како надлежит гостей принимати. Аще же кто наказание сие забудет и не учнет по нему творити, то тому отступнику доброго живота не будет на сем свете и в будущем веце. Надпись над картинкой с каретой:
А коли добрые люди приходят, государь в воротах их встречает с домочадцы, под белые руки берут, по крыльцу провожают, просят заходить во столовую палату. Надпись в обрамлении картинки:
Здесь ко гостям из покоев верхних государыня в лучшем платье и дочки и племянницы в лучших уборах, а у каждой блюдо самое богатое, а на блюде чарка и подходят ко гостям и угощают; а гость чару выпьет и поцелует хозяйку, а хозяйка подарит гостю что пригоже: ширинку ли шитую али поясок, али еще что. И так далее.
Стулья с резными спинками. Часть с жесткими сиденьями, часть с плетеными.
Стул во главе стола особенный. Сюжет резной спинки - застольный и наверняка псковский.
Одна из многочисленных завес ручной работы.
В углу шкафчик. Скрыня, как называл его Спегальский. Название не очень точное (скрыня - это сундук, ларец, шкатулка), но такова была воля автора. Спегальский расписал шкафчик в 1950-е годы, во время своей «ссылки» в Ленинград, когда он более чем на двадцать лет был отлучен от Пскова. Тема росписи - красота человека.
Согласно Спегальскому, женщина должна иметь кротость голубиную, стан лебединый, голосок соловьиный.
Уникальный деревянный расписной светильник, выполненный Спегальским. Это и люстра, и паникадило одновременно. Тема росписи - главные праздники года. Здесь и христианские двунадесятые праздники, и языческие (например, масленичные гуляния).
Мемориальный кабинет В углу портрет Юрия Павловича. Правее - выполненные его рукой акварели к проекту восстановления церкви Введения (Одигитрии), до сих пор не реализованному. Внизу - макет этой церкви. Под потолком - еще один деревянный расписной светильник.
Его тоже в сороковую дюжину.
Рабочее место Спегальского. Стул с виндзорской спинкой.
Стол в стиле петровского барокко, с характерными для него высоким резным подстольем, ножками-балясинами, проножками по периметру. Данный экземпляр интересен тем, что у столешницы имеются две выдвижные пластины.
Красота в каждом предмете.
Просто невероятная красота.
Совершенно уникальный шкафчик. Рассмотрим поближе каждый его ярус, сверху вниз.
Широкий карниз с «горгульями».
Секция с глухими резными дверками.
Открытая секция со средневековыми «атлантами».
Кстати, тема атлантов повторяется и в каждой из секций.
Посмотрите на перекличку скульптур и горельефов.
Выставочный зал Здесь живопись, книги, макеты.
Изразцовая печь по образцу псковских печей XVII века, выполненная Спегальским для ленинградской квартиры в 1954 году.
Милая люстра. Что-то в ней есть от солнечного затмения.
Прихожая Здесь тоже работы Спегальского. Во-первых, еще одна люстра.
Во-вторых, завеса «Псковские каменщики и воины» (1959 г.). Среди каменщиков, справа, есть один безбородый юноша - наш герой Юрий Павлович.
Текст по низу:
Помянем псковскую землю и град Псков, иже бе велик зело, преизобилен и преславен. Помянем муже пскович, мастеров делателей церковных и палатных и хоромных и городовых и воинов псковских, их же слава велика во всех странах есть и не предет никогда. P. S. Помяну и я добрым словом Юрия Павловича.
1936 - проводит реставрацию Гремячей башни во Пскове. Отстранен псковским начальством, высокопрофессиональная работа не завершена
1937-1938 - производит ремонтные работы верхолазным способом, без лесов, на 6 церквях в Ленинграде
1939-1940 - спасает от разрушения палаты XVII века (дом Меншикова). Отстранен от работы
1941-1944 - вместе с героической бригадой верхолазов обмерами, маскировкой, ремонтом после налета фашистов спасает выдающиеся памятники Ленинграда. Награжден медалями «За оборону Ленинграда», «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны»
В блокадную зиму 1941-1942 гг. в Ленинграде создает серию рисунков «Псков XVII века». Современники сравнивали ее с Седьмой симфонией Шостаковича
1944 - возвращается из Ленинграда во Псков восстанавливать разрушенный город путем создания архитектурных заповедников с охранными зонами. Это позволило сохранить памятники в новой застройке Пскова
1946 - создает и возглавляет Псковские реставрационные мастерские. Верхолазным способом, без лесов, восстанавливает главы Троицкого и Спасо-Преображенского соборов. Выпускает свою первую книгу «Псков. Историко-архитектурный очерк»
1948 - к этому времени создано более 10 проектов реставрации памятников Пскова, но Спегальского буквально выживают из Пскова на двадцать лет. Возвращается в Ленинград
1950-1960-е - принимает участие в реставрации Исаакиевского, Петропавловского, Смольного соборов, Александровской колонны и других памятников архитектуры
1951 - защищает диссертацию кандидата архитектуры по псковскому гражданскому зодчеству XVII века
1952-1958 - работает в Академии архитектуры СССР
1956 - ведет работы по очистке от загрязнения, снятию облицовки купола, обновлению и постановке на место креста Исаакиевского собора
1957 - участвует в ликвидации последствий урагана на большой луковице пятиглавого Смольного собора. Обследует шпиль и ангела с крестом, определяет объем реставрационных работ на Петропавловском соборе (122-метровая высота, зима, сильный мороз). Награжден медалями «За трудовую доблесть» и «250 лет основания Ленинграда»
1958-1968 - работает в Ленинградском отделении Института археологии АН СССР. Не перестает заниматься архитектурой древнего Пскова
В сентябре 1968 года получает приглашение на должность главного архитектора Псковских реставрационных мастерских. Возвращается во Псков с «Перспективным планом реставрации, восстановления и консервации памятников архитектуры города Пскова с разработанными графическими схемами историко-архитектурных комплексов», рассчитанным на 12 лет. План не принят псковскими реставраторами и в полном объеме не опубликован, им до сих пор пользуются в рукописи
В январе 1969 года скоропостижно умирает от инфаркта после первого же совещания в мастерских
P. P. S. В Ленинграде в течение 20 лет Спегальский жил в доме № 2 по улице Софьи Перовской. Ныне это улица Малая Конюшенная. В 2001 году здесь была установлена мемориальная доска.
16.09.2017
Много раз проходил мимо, но только после Пскова поднял на нее глаза и узрел.