Василий Верещагин и мебель

Jul 19, 2019 13:05

18.06.2017
Многие помнят, какая замечательная выставка работ Василия Васильевича Верещагина проходила в Русском музее в 2017 году. Думаю, выставка никого не оставила равнодушным.

Неравнодушие посетителей доходило до одной из четырех возможных степеней:
  1. неравнодушие к живописным полотнам;
  2. неравнодушие к живописным полотнам и рамам;
  3. неравнодушие к живописным полотнам, рамам и реквизиту;
  4. неравнодушие к живописным полотнам, рамам, реквизиту, в том числе мебели.
Что касается роскошных верещагинских рам, то в официальном каталоге выставки им посвящена большая статья, кстати очень интересная.
Что касается реквизита, то он весь как будто сошел с выставленных полотен и материализовался в залах музея. Это и национальные костюмы, и ювелирные украшения, и даже резные двери - точь-в-точь как на знаменитой картине из коллекции Русского музея «У дверей мечети» (1873 г.).

Но взгляд мебельщика особенно долго задержался на так называемой филиппинской серии картин.


В. В. Верещагин. Письмо на родину (Письмо к матери). 1901 г.

На фотографии третья работа из полиптиха.
  • На первом из полотен - «Раненый» - раненый американский солдат еще держится в седле на лошади. Вроде бы ничто пока не предвещает беды.
  • На втором - «В госпитале» - его уже вносят в палату.
  • На третьем - «Письмо на родину (Письмо к матери)» - мы видим, как раненый диктует письмо.
  • На четвертом - «Письмо прервано» - раненому стало хуже и сестра пытается нащупать у него пульс.
  • Название пятого полотна - «Письмо осталось неоконченным» - говорит само за себя.
Из каталога выставки (с. 168) удалось узнать:

Поводом для совершения далекого путешествия на Филиппины в декабре 1900 - апреле 1901 года был интерес живописца к событиям Испано-американской войны (1898). <...> Результатом поездки явилось создание осенью 1901 года антивоенной серии картин, «повествующих о печальной участи американского солдата, от его ранения до смерти в госпитале». Для образа сестры милосердия позировала жена художника Лидия Васильевна, одетая в форменное платье, привезенное с Филиппин. Оттуда же была привезена и госпитальная кровать, изображенная на картинах.
Повторю последнюю фразу, чтобы читатель мог ее осмыслить: Верещагин привез с Филиппин госпитальную кровать. Какие еще нужны подтверждения тому, что в основе художественного метода художника лежала «достоверность представляемых событий, <...> изображения костюмов и предметов»?

Два слова о металлической госпитальной кровати. Ее ножки на колесиках. Изголовье высокое, с вертикальными прутками, с фиалами-шарами. Пересечения прутков скреплены тоже с помощью шаров. Изножье низкое. К нему прикреплена высокая Т-образная стойка.
Кровать написана на четырех из пяти полотен, составляющих филиппинский полиптих.

В 1901 году Василий Верещагин был выдвинут на соискание первой Нобелевской премии мира.

мебель, Верещагин, мебель металлическая, кровать, мебель в живописи, мебель медицинская, ГРМ

Previous post Next post
Up