25.07.2016
Избитым местом большинства повествований о переходах Ростовского кремля является тот факт, что они использовались в качестве естественных декораций для съемок прекрасного гайдаевского фильма. Только недавно в очередной раз пересмотрел этот фильм и специально обратил внимание на то, как его герои толпами бегают по стенам и крышам переходов, прямо как вандалы.
На практике же выяснилось, что если пройти чуть дальше, чем бегали актеры, то можно увидеть немало интересного и даже найти выставку мебели. Однако путь к мебели неблизок и предполагает несколько промежуточных остановок.
Начнем же его и через левую, меньшую арку ворот переместимся из Соборного двора во двор Владычий.
Фонарь, висящий в арке, отправим в
двадцать седьмую дюжину люстр и паникадил.
Это вид на те же врата, но уже со стороны Владычьего двора: слева за стеной -
Успенский собор, справа - надвратная церковь Воскресения Христа.
Через левую арку поднимемся на кремлевскую стену
и сделаем первую остановку в надвратной церкви Воскресения. Таня, как и
в Тутаеве, светится.
Паникадило на фоне росписи подкупольного пространства и стен.
Маленькое паникадило на выходе.
Дальше начинаются легендарные длинные переходы по стенам кремля.
Через тот переход, что слева, входим в Одигитриевскую башню,
поворачиваем и покидаем ее по следующему переходу, что справа.
Движемся мимо церкви Одигитрии
по направлению к церкви Иоанна Богослова. Здесь, у двух пряничных порталов, вторая остановка. Дверь одного портала закрыта.
Но пространство за вторым порталом затягивает нас внутрь себя.
Все дальше и дальше.
Все ближе и ближе к невиданному мною ранее золотому свечению.
Подкупольное пространство.
Продолжаем переход по стенам. Вдали виднеется церковь Григория Богослова, но в нее мы не попадаем.
Греховоднички. Поджидают меня
и смотрят на надвратную церковь Иоанна Богослова, из которой мы только что вышли.
Впереди остается последний переход.
Самый длинный.
Справа - Митрополичий сад. Вдали на горизонте виднеется озеро Неро.
Слева - Владычий двор. Получается, что мы обошли его уже с трех сторон.
Нам предстоит войти в Белую столовую палату, где меня ожидает кладезь мебели.
В предвкушении оглядываюсь назад.
Наконец мы в Белой столовой палате (ныне это музей церковных ценностей). Здесь я делаю такую длительную остановку, что рассказу о мебельных ценностях целесообразно посвятить отдельный пост.
Сейчас же предлагаю осмотреть только люстры.
Все они отличаются удивительной несимметричностью расположения рожков.
И даже если кажется, что люстра симметрична, то тут же обнаруживается нечетное количество рожков. В данном случае их 7.
А Таня-лев в окружении симметрично расположенных львов приглашает пройти в следующий зал,
чтобы взглянуть еще на одну люстру - понятное дело, несимметричную.
Продолжая маршрут, выходим из Белой палаты на свет божий
и сразу же ныряем в церковь Спаса Нерукотворного на Сенях. Здесь будет четвертая остановка.
Подкупольное пространство.
Портал царских врат сияет золотом.
Походит к концу возвышенная часть нашего путешествия по кремлю, давшая нам пищу духовную.
Выходим на улицу, садимся на скамейку под окнами. Это пятая остановка. Вслух обсуждаем, где бы перекусить.
И тут слышится голос незнакомой нам странницы: «Идите в тот ресторан, что в Красной палате, слева от Иоанна Богослова».
Повинуемся, за что Красная палата вознаграждает меня двумя люстрами. Одна висит снаружи, под потолком шатрового крыльца.
Вторая - внутри.
Здесь мы совершаем шестую остановку, дающую нам пищу телесную.
Уверен, что гайдаевские герои так культурно по стенам Ростовского кремля не гуляли.