Мебель Меншиковского дворца

Mar 20, 2023 19:53

13.08.2022
Дворец - одно из первых каменных зданий Санкт-Петербурга. Возведен в 1710-1711 гг. по проекту Ф. Фонтана и Г. И. Шеделя. Служил Меншикову, первому губернатору и организатору строительства Северной столицы, парадной резиденцией. Отличался богатыми интерьерами и, что ценно для нашей мебельной экскурсии, добротной мебелью разнообразной стилистики - от ренессансной до ориентальной. Приглашаю взглянуть и предупреждаю: 73 фотографии. Но начнем с простого.

Сводчатая комната
Помещения первого этажа имели служебный характер, были выстроены и отделаны в традициях русского дома - с каменными сводами, белеными стенами, дощатыми полами. Чего прежде не было в русских домах, так это стульев - они получили распространение в России только в петровское время. Эти экземпляры - ренессансного вида, отчасти напоминающие итальянские стулья-скабелло, или згабелло (от итальянского sgabello).



Сиденья и спинки самых причудливых форм.




Поварня
Именно поварня, а не кухня: немецкое слово вошло в моду позже. Самая большая поварня петровского времени, дошедшая до наших дней. Печь-плита воссоздана из старых кирпичей, зато сохранился кирпичный вытяжной шатер начала XVIII века.


Лохань (гигантский скобкарь) выдолблена из ствола липы.


Воссозданная мебель стилизована под европейскую.


На ее фоне выделяются переметные скамьи - вид мебели, бытовавшей на Руси повсеместно, чаще всего в монастырях. Во дворце Меншикова скамьи окрашены в яркие цвета.


Токарня
Подражая Петру во всем, Меншиков завел токарню со станками. Однако перед нами токарный «овалистый» станок, принадлежавший царю. Был создан в Петербурге в 1713 году при участии Андрея Константиновича Нартова. После смерти Петра I станок находился в Кунсткамере.


Металлический сундук русской работы. Встроенный в него сложный замок одновременно открывает 26 ригелей.


Раннебарочное кресло с фигурной резной проножкой и крупными декоративными гвоздями.


Люстра для восемьдесят третьей дюжины люстр и паникадил.


Большая палата
Это первый парадный зал во дворце Меншикова. Здесь 1 октября 1711 года Александр Данилович праздновал новоселье. Интерьер оформлен в итальянском стиле. По центру - длинный стол, крытый 400-летним персидским ковром. На потолке медное паникадило амстердамской работы.


Во главе стола два кресла (конец XVII - начало XVIII века), выполненные в Северной Италии из тополя.




В углах комнаты два ореховых данцигских шкафа начала XVIII века. Подобные монументальные шкафы изготавливали на севере Германии, в Данциге и Гамбурге. Карнизы массивные, с раскреповкой (то есть с выступающими вперед участками). Филенки богато обработаны, колонки украшены резьбой. Ножки объемные, грушевидные. И несмотря на всю основательность, шкафы можно было быстро собрать и разобрать, так как основные их части соединялись между собой при помощи крючков. Такая конструкция была очень удобна и для траспортировки.


Шкафы не парные. Отличаются как по внешним очертаниям, так и по деталям отделки. В подобных шкафах хранили посуду и столовое белье.


Большие сени
Парадный вход во дворец. Сейчас Большие сени украшает бронзовый бюст Меншикова работы Карло Бартоломео Растрелли. В советские, «застенчивые» годы на месте бюста находилась скульптура Аполлона (торс римской работы II в. н. э.).


Кордегардия
Служила приемной для курьеров и военных посетителей. Здесь размещался почетный караул петербургского генерал-губернатора.
Стул со спинкой в английском стиле и стол (Россия, начало XVIII века) дежурного офицера. По двум сторонам рундуки - используемые в качестве скамьи большие лари с поднимающимися крышками (по одной из версий, не связанной, кстати, с деятельностью Меншикова, выражение «отложить в долгий ящик» как раз и означало, что какое-нибудь прошение положат в такого рода длинный рундук).


Большой дубовый стол русской работы на высоком подстолье. (Подобный стиль иногда называют петровским барокко. Впоследствии Елена Дмитриевна Поленова, сестра художника Василия Поленова, творчески переработав идею подстолья такого вида, дала ему говорящее название - «с окошками». Так в ее творчестве появились столы, стулья, табуреты, скамьи - все с окошками.) Стулья голландского типа, но русской работы (начало XVIII века) обиты кожей.


Парадная лестница
На второй этаж поднимаемся по подлинным ступеням из мореного дуба. Держимся за подлинные кованые перила. И вот перед нами Верхние сени. Открытая дверь ведет в Большой зал, дверь восточная (слева) - в покои светлейшего князя, западная (справа) - в покои его супруги Дарьи Михайловны.


Люстра на лестнице. Как сообщает аннотация, «пятистворчатый бронзовый подвесной фонарь на пять свечей - один из ранних образцов изделий с применением хрусталя и золочением, которые в России еще только учились изготавливать».


Направляемся в покои князя.

Прихожая, или Конторка
Отделка комнаты не сохранилась. Обстановка воссоздана такой, какой могла быть в рабочем помещении для дежурных писарей и денщиков. Фактически это канцелярия князя. В центре так называемый стол менялы (Северная Италия, XVII век). Он считался старинным уже в петровское время.


Стол получил свое название благодаря большому количеству выдвижных ящиков, расположенных в том числе на торцевой стороне основания. Дубовые стулья сделаны по английским образцам русскими мастерами. Сундук, обитый кожей, изготовлен в Нидерландах в середине XVII века.


Шкаф из ясеня с чинаровым набором прибыл из Северной Германии. Начало XVIII века, барокко: скошенные углы, навершие с динамичными волютами, высокие ножки-кабриоли.


Передняя
В Передней, или Секретарской, мебель соответствующая. О шкафе-бюро (Северная Италия, XVI - середина XVII в.) пусть расскажут специалисты реставрационной мастерской Restoreme, занимавшиеся его восстановлением:

Шкаф-бюро выполнен из ореха в традициях эпохи Возрождения и напоминает архитектурное сооружение. Вы можете увидеть в нем архитектурные элементы - фриз и антаблемент с миниатюрными бюстами римских императоров и героев. Фигуры на углах в средней части изображают персонажей античной мифологии - Геракла, Нептуна и воинов. Откидная доска для письма выполнена из так называемого капового ореха. Каповая древесина - это редкий природный материал, развивающийся в виде наростов на ветвях, стволах и у корней отдельных деревьев, преимущественно лиственных пород (дуб, орех, клен, но чаше всего береза). Капы представляют собою места разрастания тесно расположенных придаточных и спящих почек. Чем мельче рисунок и крупнее размер капа, тем он дороже. Если вы побываете в Меншиковском дворце, то при ближайшем рассмотрении вы увидите на откидной доске великолепный рисунок текстуры капового ореха, напоминающий звезду.
В следующий раз надо будет успеть обратить внимание и на звездчатый рисунок.


Рабочее место писаря. У дубового рабочего стола голландского типа с удлиненной столешницей - ренессансный стул с резной спинкой и характерно расставленными под углом ножками.


На столе - ореховый резной кабинетец.


Два раннебарочных кресла. Одно со вставками из соломки,


другое (Россия, первая треть XVIII века) с сиденьем и спинкой из расписной тисненой кожи.


Предспальня
Первое парадное помещение на половине Меншикова. Комната служила деловой приемной генерал-губернатора. До наших дней дошла отделка 1720-х годов: и потолок, и стены декорированы голландскими плитками. Всего во дворце было 13 изразцовых комнат - четыре из них сохранились. Нигде в мире больше нет такого полного изразцового убранства, включающего потолки.

По центру - ореховая горка-витрина (Голландия, первая половина XVIII века), исполненная в технике маркетри. В левом углу Предспальни - принадлежавшие Меншикову напольные часы в деревянном раскрашенном футляре с золоченым орнаментом (начало XVIII века, лондонская мастерская Джона Драри).


Под безворсовым ковром северокавказской работы рубежа XVII и XVIII веков скрывается овальный стол. Его столешница изготовлена из цельного куска цедрелы - вечнозеленого субтропического дерева. Об этом столе писал в 1793 году Осип Беляев, хранитель Кабинета Петра Великого, находившегося в XVIII веке в Кунсткамере: «Стол сей принадлежал государю и стоял прежде в токарне Его Величества комнате с разными вещами».


Под портретами хозяев дома Александра Даниловича и Дарьи Михайловны - стулья испанской работы, обитые кожей с резным гравированным (по другим сведениям - тисненым) орнаментом.


Такую кожу поставляли мастерские Испании и Португалии.


В простенке между окнами испанский кабинет XVII века с четырьмя черепаховыми колонками.


Обстановку Предспальни дополняет оригинальное дубовое угловое кресло. Одна из четырех ножек - кабриоль.


Спинка в виде дуги. Кресло исполнено русскими мастерами.


Кабинет из прихожей
Второй из четырех интерьеров дворца, сохранивший отделку голландскими плитками. В центре расположен стол английской работы с овальной инкрустированной столешницей из собрания Кабинета Петра Великого. Кресла с динамичными передними устоями изготовлены в России.


Роскошный ореховый кабинет (Испания, XVII век) похож на кабинет-«варгуэньо». Должно быть, он им и является. Подробнее об испанских парадных кабинетах такого типа можно почитать в посте « Мебель из Музея зарубежного искусства в Ярославле».


Варварин покой
Комнату занимала Варвара Михайловна Арсеньева, свояченица Меншикова. Здесь была ее парадная спальня. Обычно спальни в русских домах находились в дальних покоях, скрытых от глаз посторонних. Но в доме Меншикова все было заведено как у европейских монархов.
В глубине алькова - ореховая кровать (Германия, XVII век) на ножках-балясинах, с высоким резным изголовьем и кровлей на четырех колонках, называемой небом. На кровати расшитое турецкое покрывало начала XVIII века. Сундук конца XVII века венецианской работы обит бархатом и полосами просечного железа, покрыт турецким ковриком начала XVIII века из имущества Меншикова. По легенде, сундук принадлежал Варваре Михайловне.


Резное ореховое кресло французских мастеров обито французским шелком начала XVIII века. У изножья кровати - детский стульчик с сиденьем и спинкой из тисненой кожи.


Спальня князя
Справа - умывальный шкаф (немецкая Швейцария, вторая половина XVII века), принадлежность богатых спален. Умывальный прибор изготовлен китайскими мастерами (г. Кантон) на экспорт, в подражание европейским формам. Взглянув на стул, обратим внимание на то, каким тугим завитком оформлены концы его ножек.


Кабинетец (Испания, конец XVII века) украшен цветной кожей. При ее золочении использованы две техники - тиснение и роспись иглой. В выдвижных ящичках хранятся медали и двое принадлежавших Меншикову серебряных карманных часов английской работы 1700-1720 гг.


Дубовый платяной шкаф с набором из ясеня (Россия, начало XVIII века) происходит из имущества Меншикова. Ножки восьмигранные. В центральной сделан выдвижной потайной ящик.


Ореховый, крашенный под черное дерево комод (Италия, конец XVII века) декорирован резьбой на сюжет библейского повествования об избиении младенцев. Верхний центральный ящик украшен гербом дома Медичи с лилиями и жемчужинами. По сторонам от комода - обитые ярко раскрашенной тисненой кожей стулья, возможно, фламандской работы.


Ореховая
Рабочая комната Меншикова - первый в России интерьер, отделанный деревом. Стеновые панели из персидского (действительно привезенного из Персии) ореха выполнены Ерофеем Савельевым со товарищи - мастерами из Пскова и Новгорода.
Кабинет черного и крашеного дерева отделан черепахой, декорирован позолоченными бронзовыми накладками (Фландрия, вторая половина XVII века; накладки сделаны позднее). По сторонам - резные золоченые стулья (Италия, начало XVIII века).


На столике серебряные с позолотой шахматы, изготовленные в Нюрнберге, любимая игра Меншикова.


Большой зал
В петровское время был самым великолепным залом Петербурга. На момент посещения был отдан под временную выставку «Брейгели. Продолжение династии. Фламандская живопись из собрания Валерии и Константина Мауергауз».


Три хрустальные люстры, аналогичные тем, что находились здесь в конце XVIII века, сделаны в Австрии по заказу Эрмитажа. В восемьдесят третью дюжину люстр и паникадил беру по одной - включенную


и выключенную.


Далее нам предстоит перейти на половину Дарьи Михайловны, еще более богатую, чем половина Меншикова.

Западная передняя
Декоративная ткань, которой обиты стены, была воссоздана по образцам XVII века и изготовлена вручную на станках старинной конструкции.
Интерьер выстроен симметрично. В центре - трюмо в великолепной резной раме. На стенах, по сторонам от него, портреты дочерей Меншикова. Стулья с высокими спинками и геридоны, украшенные золоченой витой резьбой, завершают композицию.


Резная опора консоли по пышности рисунка не уступает раме зеркала.


Симметрию интерьера поддерживают два стула в тисненой коже, расположенные у стены напротив. Коллекция китайского фарфора размещена в поставцах


и резном кабинете (Германия, XVII век).


Люстра.


Западная приемная
Стены декорированы китайскими шелковыми обоями первой четверти XVIII века, изготовленными для экспорта в Европу. Шкаф-горка, или витрина, красного лака (Англия, начало XVIII века) - подарок Меншикова супруге.


Горка украшена золоченой резьбой в стиле шинуазри, но европейскую работу выдают барочные формы верхней части


и ножек-кабриолей.


В Голландии в первой трети XVIII века изготовлены конфетный столик


и ломберный столик. Оба ореховые, оба украшены рисунком из цветов и листьев, набранным в технике маркетри из яблони и других пород дерева.


Люстра - медное паникадило, воссозданное по образцу и сохранившимся деталям (Россия, XVIII век).


Спальня княгини
Обои из тончайшего шелка расписаны в первой четверти XVIII века по мотивам классического китайского романа «Речные заводи». Два чернолаковых кабинетца с росписью тоже китайская работа.


Горка-витрина сделана в Голландии в первой трети XVIII века. Мотив инкрустации - гвоздики.


Люстра.


Кабинет с живописью
Стены обтянуты синим сукном. Черного цвета кабинет декорирован шестью живописными вставками по мрамору, выполненными неизвестным фламандским художником XVII века.


По углам расставлены ренессансные стулья.


Спинки резные, их очертания и рисунок резьбы не повторяется.


Портретная
Галерея ренессансных стульев продолжается в Портретной.


Кожа на сиденье изрядно вытерта, но сохранила рисунок тиснения.


В окружении последней пары непарных стульев - великолепный сундук (Германия, начало XVIII века)


с ризалитами, живописными вставками и накладной барочной резьбой.


Люстра.


Западная прихожая
Стены декорированы китайскими панно с уникальной росписью по шелку конца XVII - начала XVIII века, созданными на сюжеты классической китайской литературы. Шелковые обои - ценнейший подарок, присланный Петру китайским императором. Ранее они находились в летнем дворце Екатерины I в Екатерингофе.


Кабинет-бюро черного лака выполнен в Китае в начале XVIII века для экспорта в Европу и по европейскому образцу. Как сообщает аннотация, «во второй половине XVIII века кабинет отреставрировали русские мастера, овладевшие к тому времени техникой восточной лаковой работы». Стулья обиты тисненой расписной кожей с фрагментами сцен суда Соломона.


Здесь мудрый Соломон призывает нас остановиться и оглянуться на сорок с лишним лет назад, когда Меншиковский дворец только-только открылся для посещения. Тогда были доступны всего 7 комнат, и я почти это помню. Сейчас их уже 22. Осмотр ввел в мою коллекцию стол менялы, конфетный столик, умывальный шкаф и добавил прекрасный экземпляр кабинета-«варгуэньо». Так пусть же реставрация продолжается.

При написании поста использованы материалы экскурсии, музейных аннотаций, путеводителя Н. В. Калязиной «Меншиковский дворец-музей».

стол, мебель Швейцарии, варгуэньо, кабинет-бюро, мебель Китая, панель стеновая, сундук, скамья переметная, стульчик детский, кабинет, витрина, Меншиков, шкаф-бюро, мебель России, кресло угловое, стиль ренессанс, мебель Германии, свет, трюмо, кресло, Эрмитаж, мебель в музее, геридон, поставец, комод, стол менялы, маркетри, резьба, рундук, столик, мебель мемориальная, стиль шинуазри, шкаф умывальный, sgabello, стиль барокко, столик ломберный, кабинетец, часы напольные, стол рабочий, горка-витрина, Петр I, мебель, мебель Фландрии, мебель Франции, мебель Голландии, шкаф данцигский, консоль, Поленова, стиль ориенталь, люстра, столик конфетный, мебель Испании, мебель Англии, кровать, шкаф-горка, стиль петровское барокко, Санкт-Петербург, шкаф, стул, мебель Италии

Previous post Next post
Up