Дворец «Коттедж»

Dec 13, 2021 21:16

23.10.2021
Матушка пожелала отметить свое 84-летие посещением парка Александрия. Выяснилось, что в 1979 году она в числе первых экскурсантов побывала в только что открывшемся тогда после реставрации дворце «Коттедж».


Первоначальная отделка XIX века практически полностью уцелела в годы Великой Отечественной войны. Большинство подлинных предметов интерьера удалось эвакуировать и таким образом спасти. К сожалению, этого нельзя в полной мере сказать о мебели, часть которой погибла. И тем не менее в Коттедже нам предстоит сделать несколько мебельных открытий.

Коттедж был построен по решению Николая I для его супруги. Строительство дворца (1826-1829) пришлось на первые годы правления Николая Павловича и совпало со временем начала романтического увлечения стилями прошлых эпох.

Доказательство тому находим в книге Н. Гусевой «Стильная мебель и ретроспективизм» (М.: Трилистник, 2003) на стр. 10: «“В Петербурге входит в большую моду все готическое. В Петергофе маленький дворец выстроен для императрицы Александры Федоровны в готическом вкусе, в Царском Селе - ферма; теперь граф Потоцкий уже сделал столовую Готическую и все мебели, и тому следуют уже все господа и рвутся за готическим…” - писал в 1829 году Ф. П. Брюллов брату в Париж».

Готические интерьеры, спроектированные архитектором А. А. Менеласом, поначалу были наполнены разностильной мебелью. Затем в петербургских мастерских Генриха Гамбса, возможно по рисункам Менеласа, изготовили готические ореховые гарнитуры с ажурной резьбой. Так что в Коттедже нас ждет много прекрасной и деликатной неоготики, но не только она одна.

Бывшая Спальня императрицы Александры Федоровны
раньше выглядела так.


Сейчас это вводный, немеблированный зал, в котором рассказывают об истории создания Коттеджа.
Люстра с изображением дам в средневековых платьях и рыцарей займет свое место в семьдесят второй дюжине люстр и паникадил.


Рабочий кабинет императрицы Александры Федоровны
Мебельная неоготика начинается в этом зале. Обратим внимание на прорезную спинку кресла, стоящего за письменным столом. Высокое навершие в виде стрельчатой арки украшено стилизованным бутоном.


Навершию кресла вторит оформление створок ширмы. В полотнища ширмы вставлен - по законам готики - цветной витраж.


Напротив стола - буфет с открытыми полками.


Рядом с буфетом - креслице, резную спинку которого украшают стрельчатые арки и прорезные крестоцветы.


В шкафчике хранятся мемории, принадлежавшие Александре Федоровне.


Высокое навершие шкафчика состоит из «кокошника», украшенного прорезными трифолиями и крестоцветами, и пары пик. Вся троица остроконечных вершин декорирована бутонами.


Люстра.


Гостиная
Если в XVIII веке мебель располагали вдоль стен, то в XIX ее начали расставлять группами, занимающими все пространство помещения. Перенасыщенность мебелью даже считалась признаком особого уюта. Комнаты стали делить на отдельные уголки, где каждый мог заниматься любимым делом: дамы - рукоделием, а мужчины, к примеру, игрой в шахматы. На неразложенном ломберном столике у окна стоит шкатулка, внутри которой поместились шахматная доска и фигуры. Скатерть, покрывающая круглый столик в центре Гостиной, была вышита собственноручно Александрой Федоровной.


Шкатулка для рукоделий, принадлежавшая императрице, выставлена на небольшом столике. Его восьмиугольная столешница украшена готическим подзором. Рядом со столиком - великолепное готическое кресло. Такие же кресла мы увидим и в других комнатах Коттеджа.


Деление пространства Гостиной на зоны подчеркнуто с помощью ширм-жардиньерок. Верхние части их створок украшены цветными витражами. Для хранения бессчетного количества безделиц и декоративных мелочей, наполняющих интерьер по моде того времени, служат этажерки.


Из общего готического звучания обстановки несколько выбивается асимметричная ампирная кушетка. Ее изогнутое изголовье дополнено локотниками. В изножье - горизонтальная точеная балясина.
Обратим внимание на огромного размера ковер, вручную крестиком вышитый шерстяными гарусными нитками. Это подарок императорской семье, выполненный и преподнесенный девушками из Смольного института благородных девиц.


Готическое звучание интерьера возобновляется в диване, который расположился в простенке между двумя угловыми каминами, - и вновь приглушается. На этот раз рококошным резным накладным декором ящиков для дров.


Каминный экран великолепен: резной декор, тонко исполненные витражи, наконец герб парка Александрия. Дизайн герба - меч в венке из белых роз на голубом фоне с девизом: «За Веру, Царя и Отечество» - был разработан поэтом В. А. Жуковским.


Люстра.


Библиотека
Фортепьяно в корпусе в виде лиры сразу отвлекает на себя все внимание посетителя. Но не оно составляет главную ценность Библиотеки.


Главная ценность - это более 1000 хранящихся здесь томов. Однако, входя в комнату, книжные шкафы сразу не заметишь.


Шкафы изготовлены в виде хоров готических соборов и украшены резной балюстрадой.


Люстрой Библиотеки начнется новая, семьдесят третья дюжина люстр и паникадил.


Большая приемная
Первоначально Большую приемную называли Столовой. Семья росла, и столовую перенесли в соседнее помещение. Фортепьяно в корпусе из груши более позднее. Оно входит в историческую коллекцию парка Александрия, но прежде находилось на Нижней даче Александра II, ныне не существующей.


Готика в меблировке комнаты звучит более приглушенно - в легких подзорах этажерки, в аккуратных навершиях и прорезных локотниках диванов.


Те же прорези в виде крестоцветов и в спинках стульев.


Основную готическую нагрузку принимает на себя кресло. Такие же кресла мы видели и в Гостиной, и в Библиотеке, но к этому экземпляру можно подойти ближе всего. В прорезных локотниках стрельчатые арки, боковые устои завершаются фиалами-пиками, ажурное навершие украшено резным бутоном.


Столовая
В центре Столовой, как и во времена Николая I, накрыт стол на 24 персоны.


Специально для Коттеджа на Императорском фарфоровом заводе и Императорской стекольной мануфактуре были изготовлены белоснежный фарфоровый сервиз и стеклянная посуда рубинового, кобальтового, опалового и изумрудного цветов. На каждом предмете - герб Александрии.


Такой же герб - на мягкой спинке и в резном навершии каждого стула.


Люстра.


Комната фрейлины
Комната фрейлины буквально до отказа заставлена гарнитуром розового дерева. Стиль рококо.


Спинки стульев и дивана, дверка тумбы украшены расписными фарфоровыми вставками в бронзовом обрамлении.


Вестибюль
Люстра.


Лестница
При Николае Павловиче люстр в объеме лестничного проема не было. В наше время лестницу освещает вертикальная цепочка из трех фонарей. Нижний - уличный фонарь XIX века, прежде находившийся в парке Александрия. Два других фонаря - реплики, созданные в XX веке.


Поднимаемся на второй этаж.

Учебный класс сыновей, или Комната перед учебным балконом
По поручению Николая I план обучения был составлен Жуковским. Обучение детей императорской фамилии происходило на дому.
Мебель - секретер, стол, стулья, диван - лаконична. Стиль - николаевский ампир.


Обратим внимание на локотник дивана.


Передний устой прорезной.


Комната цесаревича Александра
Будущий император Александр II воспитывался в весьма скромной обстановке: никакого декора в отделке стен, мебель только самая необходимая - овальный стол, стулья, диван,


секретер с откидной крышкой.


Туалетная комната
На столике, в окружении принадлежностей для умывания, стоит подлинное зеркало в раме из серебра.


Раковина встроена в трехдверную тумбу с мраморными столешницей и задником. За зеркальной створкой двери с консольной полочкой находится сливной клозет.


Напротив - псише в готической раме.


Кабинет Николая I
Самое большое помещение второго этажа. В центре - великолепный ажурный торшер.


По трем стенам расставлены диваны с высокими локотниками.


Мебель в Кабинете Николая I имеет особую историю. В начале XVIII века Петр I собственноручно посадил в Летнем саду дубы. Спустя столетие в Петербурге случился мощный ураган, поваливший деревья. Рука смотрителей сада не поднялась уничтожить упавшие петровские дубы, и из них специально для Коттеджа изготовили мебель, в том числе стулья с остроконечными спинками


и бивуачные столики. Один такой столик с лежащей на нем картой мы видим в Коттедже. Надпись по краю верхней поверхности столешницы гласит: «Вся Походная Мебель и самый Домик из Дерев насаженных в Летнем саду Петром Великим». Надпись на подстолье: «Сделан в П. Э. Заведении 1839 года».
Здесь под словом «домик» следует понимать походную палатку, а «П. Э. Заведение» означает 'Придворное экипажное заведение'.


Второй бивуачный столик находится в коллекции Эрмитажа. Текст надписи по краю верхней поверхности столешницы этого экземпляра несколько иной: «Из дуба посаженного в Летнем саду Петром Великим».


Страница 46 выставочного каталога «Сундук с историей и история с сундуком. Дорожный сундук Александра III» (СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2021 г.)

Мы помним, что слово «бивуак» [от франц. bivouac], или «бивак» [от нем. Biwak], имеет значение 'стоянка войск или участников похода, экспедиции и т. п. вне населенного пункта для ночлега или отдыха; походный лагерь'. Следовательно, бивачная мебель, относящаяся к военно-походному снаряжению, практически обязана быть складной. Так и есть.


Страница 47 выставочного каталога «Сундук с историей и история с сундуком. Дорожный сундук Александра III» (СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2021 г.)

Но вернемся в Коттедж. Для хранения карт, одна из которых лежит на бивуачном столике, предназначен специальный предмет мебели. Работники музея называют его словом, написание которого не удалось найти ни в одном словаре. Пишу как слышу: картальерка.


Настольный кабинет - своего рода миниатюрный переносной секретер.


Еще один переносной предмет мебели - раскладная офицерская кровать, на которой спал император Николай I.


Спальня Марии Федоровны
Раньше в этой комнате находились классы княжон Марии и Ольги. Во второй половине XIX века комнату переоформили для Марии Федоровны - вдовы императора Александра III. Новому времени - новая стилистика, поэтому шкаф, стулья,


креслице выполнены в стиле модерн. Кровать принадлежала Марии Федоровне, но находилась на яхте «Полярная звезда». Отсюда небольшие размеры и некая «коренастость» конструкции.
Во времена Марии Федоровны туалетные комнаты ушли в прошлое. Вместо них появились компактные туалетные столики, перед которыми ставили кресла.


Кабинет Марии Федоровны
Кабинет также оформлен в стиле модерн. Стеновые панели из карельской березы. Мода на дорогие шелка прошла, поэтому верхняя часть стен затянута ситцем английского производства. Мебель изготовлена по проекту архитектора Мельцера.


На асимметричном письменном столе электрическая настольная лампа: во второй половине XIX века во дворце появилось электричество. Справа от стола - драпированная ситцем корзина для мусора.


Спинки диванчика, кресел,


стульев украшены изящными резными цветочными мотивами.


Комната Александры Николаевны
Младшая дочь Николая I умерла от чахотки в 1844 году в возрасте 19 лет. После смерти ее комнату закрыли, можно сказать законсервировали и больше не переоформляли.
В комнате нет стационарной кровати: вместо них в Коттедже использовали кровати переносные раскладные. Таковых, согласно описи XIX века, во дворце было более 20 штук. На своем месте псише в раме в виде стрельчатой арки. У окна справа - умывальный столик.


В центре комнаты - круглый столик для рукоделий.


Своего рода дамский письменный стол с раскладной столешницей. Слева от него - столик для кукольного чайного сервиза.


Чтобы осмотреть последнее экспозиционное помещение Коттеджа, поднимемся на третий этаж.

Морской кабинет Николая I
Комната напоминает военную палатку. Такая обстановка, довольно непритязательная с мебельной точки зрения, была в военных шатрах, которые разбивали при проведении военных маневров. Окна Морского кабинета выходят на Финский залив, где проходили маневры кораблей.
Слева на столе, под стеклянным колпаком, серебряный рупор. С его помощью император отдавал распоряжения на оптический телеграф, находившийся на берегу Финского залива. Оттуда команды передавали на остров Котлин или на корабли, участвующие в маневрах.


Перед тем как спуститься, взглянем сверху на цепочку из фонарей.


Теперь обойдем Коттедж,


чтобы осмотреть его со всех сторон,


и направимся в ресторан - отмечать день рождения матушки. Пожелаем ей здоровья и активного долголетия.


Что еще можно посетить в парке Александрия:

полочка, ширма, стиль ампир, стол, панель стеновая, мебель металлическая, картальерка, Мельцер, Николай I, Гамбс, кровать офицерская походная, стиль готика, мебель России, секретер, столик туалетный, свет, стол умывальный, кресло, Эрмитаж, столик бивуачный, мебель в музее, ящик, стол письменный, стиль рококо, Менелас, ширма-жардиньерка, этажерка, Александр II, столик, кушетка, мебель мемориальная, корзина для мусора, столик ломберный, буфет, зеркало, экран каминный, мебель, пианино, секретер настольный, консоль, люстра, столик для рукоделий, диван, шкаф, Петергоф, рояль, псише, тумба, стул

Previous post Next post
Up