Мебель в Музее Карельского фронта

Nov 12, 2021 21:43

04.08.2021
В годы войны Петрозаводск был оккупирован. Столицу Карело-Финской ССР перенесли в город Беломорск. Здесь, в здании школы железнодорожников, построенном в 1930 году, расположился штаб Карельского фронта.


«Где штаб - там мебель», - подумал мебельщик. И не ошибся.

Кабинет командующего фронтом
С лета 1941 года по зиму 1944-го Карельским фронтом командовал генерал-лейтенант (затем генерал-полковник) В. А. Фролов. С февраля по ноябрь 1944 года командующим был генерал (затем Маршал Советского Союза) К. А. Мерецков.

В начале нашей мебельной экскурсии замечу, что интерьер кабинета командующего воссоздан по фотографии 1943 года, хранящейся в фондах Национального музея Республики Карелия. За столом - Валериан Александрович Фролов. Справа от него, со сложенной картой в руках, комиссар, член Военного совета Карельского фронта, первый секретарь ЦК КП(б) КФССР в годы войны Геннадий Николаевич Куприянов.

Отличительная черта Музея Карельского фронта - подробнейший этикетаж: описан чуть ли не каждый предмет, представленный в экспозиции. Так, этикетка сообщает, что двухтумбовый письменный стол, крытый сукном, был изготовлен в конце XIX - начале XX веков.


Плоский резной рисунок подстолья несет в себе черты стиля модерн, господствовавшего на рубеже веков. Линии модерна прочитываются и в верхних частях пилястр. Однако это модерн неяркий, неуверенный, можно сказать провинциальный.


На стене за спиной командующего висит «Портрет И. В. Сталина», написанный карельским художником В. Н. Поповым в 1940 году, когда в составе СССР была образована отдельная союзная республика - Карело-Финская ССР. Говорят, портрет был подарен Сталину, затем длительное время хранился в запасниках музея. Сейчас хорошо вписался в интерьер. Вот где уверенность.

На левом углу стола - стеклянный графин с гравированными на нем звездами (СССР, 1940-е годы).


На противоположном углу, справа, настольная лампа-гусь, изготовленная на орехово-зуевском заводе «Карболит» (1940-е годы). На столе разложены карты минных полей. На стене - дореволюционная карта Европы, отпечатанная в дореволюционной же орфографии. Экскурсовод пояснил, что подобная карта использовалась в школьном кабинете географии (чем и являлся кабинет командующего - до войны и после нее) и была запечатлена на фотографии.


В углу - этажерка (1940-е годы, промышленное производство) с двумя полочками разной глубины.


В противоположном углу - несгораемый сейф (1930-е годы), непременный атрибут всех без исключения советских учреждений. Стул с дерматиновыми вставками в сиденье и спинку, как следует из музейной экспликации, был изготовлен на Петрозаводской мебельной фабрике не ранее первой четверти XX века. Хотя в экспликации стул назван канцелярским, можно отметить, что в 1930-1940-е годы, да и позже, подобные экземпляры широко использовались не только в учреждениях, но и в быту.


Другие залы
Неслучайно на такой же стул, представленный в следующем зале, повесил свой пиджак и опирается рукой студент-ополченец. Передние ножки стула прямые, задние ножки и спинка немного отклонены назад. Обитые дерматином сиденье и спинка остаются жесткими.


Собственно говоря, наша мебельная экскурсия на этом подходит к концу, однако не могу не показать несколько немебельных экспонатов. Во-первых, это мыло туалетное «Земляничное» (Жиркомбинат им. С. М. Кирова, Горький, 1940-е годы). Хорошо помню, что такое мыло почитала моя бабушка. И еще помню, как с земляничным мылом, упакованным в точно такую же обертку, в начале 1980-х мама отправляла меня в пионерский лагерь. Не мыло, а символ эпохи, вместившей в себя несколько поколений.


Во-вторых, прошу обратить внимание на так называемое окопное творчество финских военнослужащих. Среди прочего здесь и милая настенная рамка для фотографии, и сложносочиненный письменный прибор. Все сделано из местных подручных материалов в перерывах между боями.


Но вернусь к основной тематике музея - военной. Представленные в залах музея коллекции оружия, техники, касок, обмундирования, средств связи вызывают восхищение - настолько они обширны. Проиллюстрирую сказанное на примере подборки финских ножей. В верхнем ряду - окопное творчество. В среднем - довоенные финские ножи в кожаных ножнах. Внизу - ножи военного выпуска в ножнах из картона: в войну кожа стала дефицитом.


Но даже прекрасно подобранные коллекции не самое главное в этом музее. Главное - увлеченно работающие здесь люди.
Отправляя нас в Музей Карельского фронта, директор круиза сказал: «Вы не пожалеете, вам точно понравится» - и тоже не ошибся.

мебель, на Соловки, гусь, рамка, Беломорск, мебель в музее, стол письменный, мебель СССР, стул, этажерка

Previous post Next post
Up