Левитан и мебель

Nov 03, 2015 19:28

Когда вводишь в поисковую строку Гугла словосочетание «Ленин и», то диву даешься тому, как много научных работ написано на такие популярные темы, как «Ленин и Сталин», «Ленин и Крупская», «Ленин и дети», «Ленин и печник» и даже «Ленин и бревно».

К сожалению, того же нельзя сказать про отклик Гугла на аналогично составленный поисковый запрос «Левитан и». Это жестокая несправедливость, товарищи. Ее нельзя терпеть.

С радостью представляю вниманию читающей публики свежайшую монографию на тему «Левитан и мебель», на написание которой меня вдохновили Гугл и пребывание в Плесе.

Читатель помнит, что в результате посещения Плеса был установлен достовернейший факт. Невинная троица: юный 27-летний Исаак Левитан, его зрелая 41-летняя замужняя подруга Софья Кувшинникова и друг супруга Кувшинниковой Алексей Степанов - поселилась в мезонине дома на плесской набережной.
Сейчас в этом доме музей Левитана, а в мезонине сохранены две мемориальные комнаты: одна для барышни, другая для молодых людей.

Наша первостепенная задача - выяснить, в какой обстановке проживала троица и какие отношения у Левитана были с Кувшинниковой мебелью.

[Три важнейшие оговорки для дотошных читателей]
Три важнейшие оговорки для дотошных читателей.
  1. Как обычно, исходим из строгого предположения о мемориальности мебели.
  2. В данном случае мемориальность понимается не в смысле принадлежности мебели, а в смысле ее использования известными персонами.
  3. Доступа в комнаты нет, поэтому фотографирую как придется, с вытянутой руки. Отсюда не те ракурсы, какие бы хотелось видеть.


Комната молодых людей
Просторная, светлая. Тремя окнами выходит на набережную.
Перед мольбертом - разновидность складного курульного кресла. По конструкции - кресло савонарола, но отличается от классического варианта прямыми, а не серповидными ножками и отсутствием спинки.
Ближе к окну - нескладной стул комбинированной конструкции: верхняя часть - савонарола без спинки, нижняя часть - курульное кресло с проножками. Стул используется в качестве подставки под ящик с красками.
В простенках между окнами тяготеющие к классицизму кресла. В углу письменный стол небольшого размера.
На всем минимум лакировки.



Вдоль стены расположен барочный диван. Обивка та же, что и у кресел в простенках. Очевидно, что диван и кресла образовали искусственно созданный гарнитур только после того, как обивку поменяли.
Интерьер комнаты дополняют ковровые дорожки, как у моей бабушки.
Обстановка по своей причесанности и аккуратности далека от рабочей. По поводу аскетичности замечаний нет.


Комната барышни
Меньше по площади и выходит во двор своим единственным окном.
Обстановка куда как более романтична: приглушенный свет, круглый стол для чаепитий, фортепианы, туалетный столик с трельяжем, повсюду кружевные салфетки, скатерти и покрывала.
Стулья гнутые типа «тонет» с перфорированными в виде цветка сиденьями.


Интересна гнутая газетница, приспособленная для хранения нот.


Многие музеи избегают музеефикации спален и даже отдельных спальных мест. Тема считается слишком личной, интимной. А здесь - пожалуйста. Вольнодумность троицы плюс широта взглядов тогдашних обитателей Плеса послужили предпосылкой к тому, чтобы в комнате барышни была представлена металлическая кровать. Ковка проста, но достаточно изящна. Металлическая сетка по типу панцирной, как водится, ужасна.
Ковер на стене, как мы видим, вовсе не является порождением советской эстетики.


Далее можно было бы пространно и с подробностями порассуждать на тему «Левитан и его возрастная замужняя подруга Софья Кувшинникова», но в вынесенной в заголовок поста теме место Кувшинниковой занято мебелью, а на мебель Левитану, судя по всему, было наплевать.

Этим глубокомысленным выводом и закончим нашу монографию.

стол, Левитан, зеркало, газетница, мебель, мебель России, Плёс, пианино, мольберт, кресло курульное, кресло, трельяж, консоль, мебель в музее, кресло савонарола, диван, кровать, в Плёс, простофото, стул

Previous post Next post
Up