Усадьба Приютино

May 21, 2021 20:01

14.11.2020
Приютино принадлежало Алексею Николаевичу Оленину - первому директору Императорской публичной библиотеки, президенту Академии художеств, секретарю Государственного совета. Это одна из немногих сохранившихся под Петербургом усадеб первой половины XIX века.


Господский дом. Южный фасад

По существовавшей в то время традиции оба этажа господского дома были разделены на мужскую и женскую половины. Нашу мебельную экскурсию начинаем с мужской половины первого, парадного этажа.

Камердинерская
Камердинером в доме Олениных служил Михаил Богучаров. Происходил он из крепостных, однако обладал художественными талантами. К примеру, гравировал иллюстрации к историческим трудам Оленина. Фантазируя, можно предположить, что именно поэтому в камердинерской среди мебели (вся она выполнена в стиле жакоб) особое место занимает роскошная конторка.


И не просто конторка, а конторка-трансформер. Она предназначена для работы как стоя, так и сидя: верхняя столешница наклонена, а нижняя выдвигается вперед. С подобным решением мы сталкивались в Эрмитаже на выставке «“Мебель для всех причуд тела”. Эпоха историзма в России». И стоит признать, что эрмитажный экземпляр, изготовленный в мастерской Г. Гамбса, пожалуй, уступает приютинскому варианту в богатстве оформления.

Еще один предмет в стиле жакоб - угловая этажерка.


Кабинет
Кабинет Алексея Николаевича Оленина оформлен в стиле ампир, так что в каждом предмете мебели звучат соответствующие нотки. В расстекловке шкафа - перекрещенные стрелы.


На фанерованной спинке дивана - венки и резной декор в виде удлиненного рога изобилия.


В креслах-корытцах рогом изобилия обозначены передние устои. В преддиванном столике точеные ножки вверху декорированы женскими головками, внизу - изящными ступнями, стоящими на краю проножки, которая составлена из двух полумесяцев. Сама же проножка опирается на звериные лапы. Царство ампира.


На рабочем столе расположен бюст Екатерины Второй, сыгравшей немалую роль в становлении Оленина. В свое время императрица отправила юного Алексея на учебу в Дрезденскую артиллерийскую школу.


На краю стола - бювар. За счет кожаных мехов в бювар может вместиться стопка бумаг высотой до 25 см. Прессом служит тяжелая крышка, украшенная в центре вышивкой, а по углам позолоченными бронзовыми накладками.


Ампирное бра с великолепной стрелой.


Галерея
Сейчас галерея меблирована двумя группами, состоящими из диванчиков, преддиванных овальных столиков и стульев. Вся мебель из карельской березы.


Спинки и боковины диванчиков ажурные. Передние устои украшены тонкой инкрустацией.


При Олениных галерею также называли гостиной. В гостеприимном доме в разные годы бывали Державин, Пушкин, Жуковский, Глинка, Алябьев, Карамзин, братья Брюлловы, Львов, Кипренский, Грибоедов, Батюшков. Летними месяцами в течение 30 (!) лет здесь жил баснописец Крылов. Современники считали усадьбу приютом для добрых душ, а Елизавета Марковна Оленина, супруга Алексея Николаевича, сама выбрала для усадьбы название - Приютино.

Три огромные полуциркульные двери открывались в парк, дверные проемы были украшены гирляндами цветов. О прежнем флористическом убранстве напоминают ширмы-жардиньерки.


После долгого, вынужденного перерыва пополняю шестьдесят шестую дюжину люстр и паникадил.
Центральная люстра галереи.


Одна из двух боковых люстр.


Столовая
Столовая при Олениных превращалась в домашний театр, для чего одна из стен была предусмотрительно выстроена полукруглой. Мебель - кресла, стулья, столик, подставка под скульптуру - вся в стиле жакоб.


Спинки кресел и стульев украшены 12-лучевыми овальными розетками. Проножки Х-образные, с декоративным медальоном в пересечении.


Люстра.


Музыкальная гостиная
Музыкальная гостиная находится уже на женской половине дома. Это единственное помещение приютинской усадьбы, изображение которого сохранилось.


Интерьер воссоздан по акварели художника Федора Солнцева, который не только запечатлел всех находившихся в гостиной 26 мая 1834 года, но и подробно перечислил на полях их имена.


Благодаря художнику мы знаем, что гостиная была меблирована столиками, креслами, угловой тумбой, настенным зеркалом. К сожалению, из тщательно подобранного изящного мебельного ансамбля несколько выпадает угловой диван. Создается впечатление, что с дивана сняли чехлы, так что теперь виден только его остов с плоскими спинками прямоугольной формы.


Образ музыкальной гостиной завершается типологическим прямоугольным пианино фирмы Schröder (XIX век).


Девичья
Девичью комнату невозможно себе представить без столика для рукоделий. В Приютине столик аристократичен: маленький, аккуратненький, на тонких ножках с изящным изломом.


Столешница круглая, с откидывающейся крышкой.


Комната хозяйки
Карельская береза и ампир - беспроигрышное сочетание. Полог, закрывающий кушетку и спасающий от комаров (каламбуря, Вяземский называл Приютино приютом для комаров), закреплен с помощью венка.


Кушетка а-ля мадам Рекамье. Спинки лирообразной формы различаются по высоте.


Передние устои ампирных кресел выполнены в виде диковинных животных: морды дельфиньи, изогнутые чешуйчатые хвосты драконьи.


Аккуратный диванчик с изогнутыми лебедиными шеями в передних устоях.


Туалетный столик с основательными ножками-лирами. Зеркало поворотное по типу псише.


Люстра.


Лестница
Закончив осмотр помещений первого, парадного этажа, поднимаемся на второй, который также условно разделен на мужскую и женскую половины.


Люстра.


Комната молодого человека
Комната оформлена по моде, сформировавшейся на волне патриотических настроений, возникших после победы в Отечественной войне. Обязательный атрибут мужского интерьера - настенный ковер с развешанным на нем оружием. Однако оружие совершенно мирным способом соседствует с кушеткой, расположенной едва ли не в центре комнаты. На кушетке увраж (то же, что 'фолиант') - журнал «Живописное путешествие по Франции». В нем многочисленные гравюры, изображающие французские провинции, с описанием на французском языке.


Рядом с кушеткой подкатной стол-парта на колесиках, при желании превращающийся в мольберт.


Вдали - изящные колесики стола-парты. На переднем плане - богато украшенные резьбой ножки кушетки.


Рабочее место молодого человека - бюро-цилиндр на анималистичных ножках-лапах.


Еще одно место для отдыха - диван с фанерованной спинкой.


И вновь мы видим чудесные ампирные бра.


Комната барышни
Можно считать, что описание этой комнаты нам оставила Анна Алексеевна, младшая дочь Олениных. В «Романе нашего времени», написанном ею в Приютине в 1831 году, читаем такие строки:

Диван в углу маленькой комнатки… у ног ковер персидский… там этажерка, покрытая разными безделками, в другом углу шкаф с книгами, тут зеркало и туалет, а вот тут у окна письменный стол с заветным ящиком. На нем стоят часы, красивые стаканы для перьев, богатая чернильница, ваза для облаток…
О том, что в центре комнаты расположена кушетка, а на ней оставлен модный журнал, Анна умолчала. Зато на упомянутой Анной этажерке действительно лежат несколько безделок - вещиц, украшенных бисером (в каждом квадратном сантиметре около 170 бисеринок).


Рядом столик для рукоделий. Конструкция его традиционна: центральная крышка откидывается наверх, две боковые - в стороны, внизу две сетчатые чаши.


Вот «зеркало и туалет». Передние ножки туалетного столика - миловидные морские коньки.


Вот «письменный стол с заветным ящиком». Два подсвечника украшены бисерными чехлами.


Ножки-лиры - произведение мебельного искусства. Проножка - для комфорта - с подушечкой.


У стены диван с фанерованной спинкой. В углу псише. Рядом книжный шкаф.


Александр Пушкин, многократно гостивший в Приютине, был не на шутку влюблен в юную Анну Алексеевну. В мае 1828 года, в один из приездов, он услышал от нее случайно обращенное к нему «ты». 23 мая появились строки:

Пустое вы сердечным ты
Она обмолвясь заменила,
И все счастливые мечты
В душе влюбленной возбудила.
Пред ней задумчиво стою,
Свести очей с нее нет силы;
И говорю ей: как вы милы!
И мыслю: как тебя люблю!
Анне Олениной поэт посвятил стихотворения «Не пой, красавица, при мне…» (также написано в Приютине), «Я вас любил…», «Ее глаза».

Бывшие комнаты для гостей
Сейчас в бывших комнатах для гостей организован выставочный зал. Как ни странно, именно здесь, а не в постоянной экспозиции представлено мемориальное бюро из семьи Олениных. Рабочую поверхность образует откинутая крышка, которая опирается на две выдвигающиеся вперед направляющие.


Латунный декор бюро - колонны, ажурное ограждение, ручки-кольца, прикрепленные к розеткам, - очарователен.

Рядом с бюро расположен деревянный бюст Оленина работы скульптора Н. Д. Кузнецова (1830-1840-е гг.). Какой профиль! Недаром Алексею Николаевичу нравилось его внешнее сходство с античными персонажами.


Коридор
Помещения второго этажа соединены длинным узким коридором. И здесь хочется обратить внимание читателя на замечательные ампирные настенные светильники.

Это кенкетная однорожковая лампа. Название происходит от фамилии изобретателя, но в действительности такой светильник - результат работы двух человек. Дело в том, что в конце XVIII века швейцарец Арганд запатентовал лампу, в которой масло в горелку стекало из расположенного выше резервуара. Затем француз Кенкет поместил на горелку стеклянный колпак-цилиндр (часто это был цилиндр с шаром). Так что лира здесь - это замаскированный резервуар для масла. Гениальное решение.


Еще одна кенкетная лампа, на этот раз двухрожковая.


Завершая экскурсию, хочется сказать, что Приютино - одно из тех немногочисленных мест, где мое, мебельщика, внимание оказалось привлечено не только мебелью, но и настенными светильниками. Ампирными. По-настоящему очаровательными.

стиль ампир, Рекамье, стол, подставка под скульптуру, Приютино, этажерка угловая, конторка, Всеволожск, Оленин, свет, корытце, столик туалетный, кресло, мебель в музее, стол письменный, стиль жакоб, ширма-жардиньерка, этажерка, тумба угловая, Пушкин, кушетка, столик, мебель мемориальная, стол-парта, зеркало, бюро-цилиндр, мебель, пианино, бюро, люстра, столик для рукоделий, диван, лампа кенкетная, шкаф, псише, стул

Previous post Next post
Up