"Вагонные споры - последнее дело..."

Apr 28, 2011 05:25


Ввязалась опять в дискуссию о копирайте в закрытом обсуждении, правда. Когда автор откроет пост, тогда дам ссылку. Если в общих словах, то автор с горечью констатировал, что литература находится на грани вымирания, в том числе и из-за пиратства. Я же в своей аргументации ушла в вопросы культуры и цивилизации. Искала статью Блока на эту тему, нашла обобщенную культурологическую работу.
Потом мне что-то вспомнилось словосочетание "грядущий хам", нашла статью Дмитрия Мережковского с одноименным названием.
Сколько прозорливых мыслей!

"Мещанство победит и должно победить", - пишет Герцен в 1864  году  в статье "Концы и начала". "Да, любезный друг, пора прийти  к  спокойному  и смиренному  сознанию,  что  мещанство -   окончательная   форма   западной цивилизации".

"Мещанство, - говорит Герцен, - это та самодержавная толпа сплоченной посредственности (conglomerated mediocrity) Ст<юарта> Милля, которая  всем владеет, - толпа без невежества, но и без образования... Милль видит,  что все около него пошлеет, мельчает; с отчаянием смотрит на подавляющие массы какой-то паюсной икры, сжатой из мириад мещанской мелкоты... Он  вовсе  не
преувеличивал, говоря о суживании ума, энергии, о стертости  личностей,  о постоянном   мельчании   жизни,   о   постоянном   исключении    из    нее общечеловеческих интересов, о сведении ее на интересы торговой  конторы  и мещанского благосостояния."

"И  в  поклонение  предкам,  и  в  поклонение потомкам одинаково приносится в  жертву  единственное  человеческое  лицо,
личность безличному, бесчисленному роду, народу,  человечеству -  "паюсной икре, сжатой из мириад мещанской мелкоты", грядущему вселенскому полипняку и муравейнику. Отрекаясь от Бога,  от  абсолютной  Божественной  Личности, человек неминуемо отрекается от своей собственной  человеческой  личности. Отказываясь,  ради  чечевичной  похлебки  умеренной  сытости,  от   своего божественного  голода  и  божественного  первородства,  человек  неминуемо впадает в абсолютное мещанство."

"У голодного пролетария и  у  сытого мещанина разные экономические выгоды, но метафизика и религия одинаковые -
метафизика  умеренного  здравого  смысла,  религия   умеренной   мещанской сытости."

"Русская общественность - вся  насквозь  благородна,  потому  что  вся насквозь трагична.  Существо  трагедии  противоположно  существу  идиллии. Источник всякого мещанства - идиллическое благополучие, хотя бы и  дурного вкуса, "сон золотой", хотя бы и сусального  китайского  золота.  Трагедия, подлинное железо гвоздей распинающих - источник всякого благородства,  той
алой  крови,  которая  всех  этой  крови   причащающихся   делает   "родом царственным".  Жизнь  русской  интеллигенции -  сплошное   неблагополучие, сплошная трагедия. Кажется, нет в мире положения более безвыходного, чем то,  в  котором
очутилась русская интеллигенция, - положение между двумя  гнетами:  гнетом сверху, самодержавного строя, и гнетом снизу, темной народной  стихии,  не столько ненавидящей, сколько непонимающей, - но  иногда  непонимание  хуже всякой  ненависти.   Между   этими   двумя   страшными   гнетами   русская общественность  мелется,  как  чистая  пшеница   Господня, -   даст   Бог,
перемелется, мука будет, мука для того хлеба, которым,  наконец,  утолится великий голод народный: а  пока  все-таки  участь  русского  интеллигента, участь  зерна  пшеничного -   быть   раздавленным,   размолотым -   участь трагическая. Тут уж не до мещанства, не до жиру, быть бы живу!"

"Грядущий хам", Дмитрий Мережковский

Previous post Next post
Up