Когда мы изучаем живой организм (лягушка, крыса), мы видим в нем некие части.
Тело, лапы, хвост, голова. На голове глаза. И уши. И пасть.
Если вскрыть, то в голове обнаружится череп, в нем - мозг.
В тушке сердце, кости, мышцы, прочие кишки.
Анатомия.
Если что-то капать, чем-то кормить, чем-то светить, что-то удалять, да и просто наблюдать, то можно увидеть, "как оно работает".
"Собачки дедушки Павлова нам расскажут".
Физиология.
Дальше можно углубляться в цитологию ("клеточная теория жизни"), в биохимию, в генетику, в эмбриологию.
В основном, понятно, что именно изучаем, какие части (объективно) можно выделить, как они (в первом приближении) взаимодействуют.
С социумом уже не так.
Или даже сильно не так
Люди, да, немного похожи на клетки, как на базовые элементы, из которых построен социум.
Социальные институты ~ органы?
Есть ли аналог мозга/нервной системы?
Кто/что является главным объектом изучения в социологии (люди или их группировки, или их взаимодействие)?
Или, - связанная формулировка - кто/что является субъектом истории, субъектом "движения социума" во времени и его развития?
Понятно, что изучать можно все (см. перечень элементов в социуме в
https://a-lazar.livejournal.com/97388.html )
Но что наиболее важное для описания/понимания социума?
Как, по каким параметрам сравнивать разные социумы (и чем они обусловлены, эти параметры и их различия)?
Ответы, в отличие от биологии, почти всегда (намного) более субъективны и сложно проверяемы, тем более, сложно (однозначно) доказуемы.