Маленький дисклеймер: в некоторых случаях я буду ставить не скриншоты целиком, а их фрагменты. Это потому что многое в игре связано с разными надписями - их надо видеть крупно, а остальное особого интереса не представляет.
Игра Bear Simulator удивила меня по-настоящему. Серьезно, я не знал, что так вообще бывает. Судите сами.
Она называется Bear Simulator - но это что угодно, только не симулятор. Шутки в ней не смешные, над ними даже не улыбаешься - но почему-то относишься к ним одобрительно; раздражения они не вызывают. По идее, игру можно считать детской, по-настоящему взрослые темы в ней не поднимаются - но при этом в ней нет характерного сюсюканья и вот того навязчивого менторского тона, которым в детские головки вколачивается очередная туповатая мораль.
И, наконец, главное. Основная идея геймплея довольно сомнительна, а с чисто технической точки зрения игра откровенно корява. В ней именно что довольно неряшливый код. Нередко встречаются моменты, которые не то что раздражают, а просто приводят в бешенство. Но при этом она ухитряется быть на удивление аддиктивной. Отрываешься от нее с большим трудом. Раньше я считал, что примагничивать к себе могут лишь игры, отшлифованные до блеска, ибо заниматься тем, что тебя откровенно злит не очень-то хочется. Оказывается, нет. Аддиктивность и техническое качество напрямую не связаны.
В ретроспективе
Ровно два года назад в сообществе
gamer обсуждался трейлер пре-альфа версии этой игры. Обсуждение вышло довольно активное и всевозможных гипотез оказалось высказано много. Сейчас мы к ним вернемся. Просто потехи ради.
"Поедание туристов будет?". Нет. Людей в игре нет вообще. Зато следов их жизнедеятельности - хоть лопатой греби. Дело происходит в каком-то национальном парке. Перед нами очередной инди-проект, графика грубовата, но все же видно, что парк этот - место довольно красивое. Так вот, засран он до полной невозможности. Клочья бумаги, упаковки от пиццы, пакеты, пластиковые бутылки и прочее валяются на каждом шагу. В роль медведя, вынужденного обитать на такой помойке, вживаешься быстро; желание Убить Всех Человеков возникает почти что сразу. Я сначала даже подумал, что перед нами социальная реклама на тему того, как себя правильно вести на природе.
"А на четырех лапах-то он будет ходить? А то пока только на двух…". Ходьба на задних лапах - это основной режим игры. На четырех медведь только бегает. Ну, или прыгает с разбегу. А еще он носит канадскую шапку-ушанку, очки без стекол и накладные усы а-ля Сталин (а в довершение всего еще и курит трубку - правда, с прямым чубуком, не с изогнутым.). И эти, и другие предметы серии под названием "bear cosmetics" можно отыскать в ходе ваших блужданий по горам, лесам и подземельям. Симулятор, ага.
"Там можно будет подружиться с барсуком!". Вот как раз с барсуком не получится. Подружиться можно с вороном-ди-джеем (его так и зовут - DJ Ворон; см. заглавный скриншот). А еще - с ожиревшим кроликом, который перешел на питание исключительно фаст-фудом, не сдвигается с места вообще, а по ночам храпит так, что любой спящий дракон отдыхает. А еще - с кошкой, сбежавшей из секретной лаборатории. А еще - с привидением радикально круглой формы. Причем вся эта компания будет жить у вас в берлоге. Благо берлога большая; это, по сути, довольно крупная пещера.
Дух леса. Подружиться с ним нельзя, можно только уничтожить. Что я и сделал, получив ачивку. Кстати. Насчет усов и трубки. Взгляд, по-моему, тоже похож, не находите?
"Всяко лучше, чем козел". Ну, козел - это, строго говоря, не игра. Это осознанное дуракаваляние. Этакий капустник игродевелоперов. В Bear Simulator все же есть какой-никакой геймплей, квесты и даже сюжетная составляющая.
"А драконов запилят, как главных врагов, чтоб была эпичная борьба за царство в лесу". Смех смехом, но нечто похожее там действительно есть, разве что не с драконами.
"Если можно будет мутировать в снежного человека…". Нельзя. Но его можно победить (вот этот квест, кстати, сделан настолько криво, что я не смог его запустить - ниже напишу, почему именно).
С этим парнем наладить нормальные отношения тоже нельзя. А жаль. Было бы весело.
"Как же оно уныло выглядит". В том-то и прикол: вроде уныло, но почему-то затягивает.
"Изумительная гадость, пробегу стороной". А вот это уже фундаментальная ошибка. По крайней мере, насчет "гадости".
И, наконец, самое смешное. "Авторы обещают нам Skyrim, только про медведя". Шутки шутками, но это оказалась не совсем пустая похвальба. Временами Bear Simulator и впрямь начинает напоминать обе игролинейки от Bethesda - и TES, и Fallout. Пусть и очень, очень отдаленно.
Что делать? Ходить и жрать
Именно так. И это почти что все. Вот здесь действительно прослеживается некий элемент реализма: настоящий медведь всеяден, он способен слопать почти что угодно. Грибочки? Ягодки? Кокосовые орехи? Черви-переростки? Боевые лягушки? Утки и чайки (с ними сложно - взлетают, сволочи)? Пончики и гамбургеры? Еноты? Скунсы (не бойтесь, они, как ни странно, совершенно безопасны)? Кролики? Кролики-зомби? Летучие мыши? Гигантские летучие мыши-вампиры-мутанты (она там одна такая и вот с ней вы поосторожней: это босс, и до безобразия сильный)? Да все что угодно в дело идет.
Некоторые утверждают, что как раз на кладбищах зомби встречаются редко. Нет, не редко. Ничуть не редко. А боевая система в игре настолько простенькая, что я даже писать про нее ничего не стал.
Это не survival и настоящего голода там нет. Но и еда не респаунится: обобранный ягодный куст останется таким навсегда. Кроме того, здоровье само собой не регенерируется. И даже stamina не восстанавливается (что довольно необычно). Оба этих показателя возобновляются только после отдыха в берлоге. Ну или если съесть что-нибудь подходящее.
Еда дает интересные эффекты. Она почти всегда приносит bear points (говоря по-русски - экспу) и напрямую влияет на вашу статистику. Наводишь "прицел" на какие-нибудь ягодки или побежденного врага и тебе сразу пишут нечто вроде: "+ 1 LUCK, +1 INT, +10 STAMINA POINTS, -5 MAX HEALTH, +25 Bear Points, E): EAT". Нажимаешь "Е" - получаешь именно то, что и рекламировали.
Число белого цвета означает, что параметр уперся в level cap. Да, он здесь тоже есть. Видимо, опять-таки, задел на будущее. Надпись на бейсболке видно плохо, но вообще там написано "TOP BEAR" (о, господи).
Собственно, вот здесь и обнаруживаются два самых спорных момента геймплея.
Момент первый. Никаких навигационных инструментов в игре не предусмотрено вообще. Забудьте про карту, маркеры и компас. Игравшие, скажем, в The Long Dark меня хорошо поймут. Но локации в The Long Dark все же были относительно двухмерны (сейчас поясню). В The Bear Simulator же мы имеем дело с довольно сложным трехмерным лабиринтом.
Пример. Надо добраться от берлоги до входа в Древние Пещеры. Если стать спиной ко входу в берлогу, то это прямо и чуть-чуть направо. Теоретически. А практически - надо сначала прямо, потом налево к обрыву, найти на обрыве достаточно пологий участок, чтоб подняться вверх, потом влево, перейти по поваленному дереву через овраг, еще раз влево, потом вправо - и будет виден вход в Пещеры. Здесь ключевая точка - поваленное дерево. Вход находится ВЫШЕ вас, а подняться вверх по склону оврага, поперек которого дерево лежит невозможно: слишком крутые стенки (тут, собственно, Bethesda и вспоминается). Приходится делать вот такой крюк.
В Bear Simulator время суток не меняется динамически, можно лишь дождаться дня или ночи, отдыхая в берлоге. Соответственно, светила на небе неподвижны. Это дает вам хоть какой-то ориентир: если в стартовой локации - Arni Forest - вы смотрите на луну, то стоите лицом к берлоге.
Потом-то вы, конечно, освоитесь - начнете ясно представлять, в каком направлении движетесь, запомните нужные ориентиры и все такое. Но в первые полтора-два часа игры обычное возвращение в берлогу после короткой прогулки может стать задачей зубодробительной сложности. Напомню, что суть геймплея здесь - поиск новых, неизведанных районов, где еще осталось, чем поживиться. И эти два момента явно конфликтуют друг с другом.
Момент второй. Квестовые предметы. Иногда Bear Simulator действительно начинает напоминать нормальную приключенческую игру. Там тоже нужно искать всякие фитюльки, которые позволят тебе продвинуться дальше по сюжету. Но в любом приличном "приключении" тебе обязательно подскажут - пусть туманно и расплывчато - где и как их искать. В Bear Simulator же ничего подобного не дождешься. Нужно раздобыть Каменный Ключ от храма Могучей, Но Исчезнувшей Цивилизации Протомедведей. Только из соответствующего ролика на YouTube я узнал, что надо доплыть примерно до середины озера, нырнуть, найти на дне обломок бетонной трубы, залезть туда и там обнаружить искомый ключ. И никаких подсказок. Черта с два догадаешься.
Из всего этого в совокупности и складывается геймплей: тупо, методично обшаривать каждый квадратный метр уровня и проверять все крохотные щелки на предмет возможности через них пролезть - именно так чаще всего и обнаруживаются проходы в новые локации.
Как раз в этом и заключается самый, самый главный парадокс Bear Simulator. Из моего описания вам наверняка покажется, что такая игра - квинтэссенция тупости и занудства, рассчитанная на совсем уж дебилов. Я был поражен, увидев, что это не так. Да, я морщился, да, в голову постоянно лезли мысли о том, какой херней я страдаю. И при этом сам не заметил, как наиграл 32 часа подряд, почти не отвлекаясь на какие-то другие игрушки. Да еще и не наигрался до конца - хочется продолжить. Причем, судя по разным отзывам, я не один такой; многие говорят примерно то же самое: полный и даже не очень красивый идиотизм, но не оторвешься.
Этот феномен я объяснить не могу. Никак. "Это невозможно понять, Гоги. Это можно только запомнить".
…И прочие вещички
Если уж сравнивать Bear Simulator с Goat Simulator, то одну общую деталь в них найти все же можно. Обе игры совершенно не воспринимают всерьез сами себя. Вероятно, вы это заметили и без моих объяснений.
Интересно, что настоящих пасхалок в Bear Simulator довольно мало. Или же они очень хорошо запрятаны. Вот этот забавный листок находится в потайной комнате - чтобы туда попасть надо пройти сквозь фальшивую стену.
Вот здесь разработчики Bear Simulator поступили действительно правильно. Разных шуток в игре довольно много и, как уже было сказано, все они, мягко говоря, незамысловатые. Ни приступов хохота, ни даже улыбки особо не вызывают. Но они настолько хорошо гармонируют с атмосферой игры - вот с этой общей легкостью, несерьезностью - что в целом воспринимаются позитивно. Вершины остроумия не берутся, но нет и никакой натужности, убивающей любой юмор на корню. По крайней мере, так это воспринял я.
Тут есть смысл поставить несколько фрагментов, о которых говорилось в дисклеймере.
Нет, живот я не надорвал. Но по-моему, это довольно миленько и вполне себе забавно.
Гугль-перевод с голландского: "Опасность ! Используете ли вы Google , чтобы перевести это?". Угадали, блин.
А теперь о грустном
То есть, о тех моментах, которые вызывают раздражение, переходящее в откровенную злобу. Их я выделил три.
Во-первых, некоторые квесты явно не продуманы. Я уже писал о том, что не смог запустить квест по снежному человеку. Причина проста: для его запуска нужно уничтожить все живое в локации Shepard Lake. Не слишком сложно догадаться, что при подобном геймплее знаменитый "синдром последнего алиена" встает во весь свой омерзительный рост. Бился я, бился - да и разбился, как яйца об дверь.
Во-вторых, именно программный код зачастую бывает неряшлив. Относится это, в основном, к движению вашего медведя. Во всевозможных играх жанра 3D-action персонаж умеет сам огибать очень узкие препятствия. Здесь такого нет. Вы намертво упираетесь в деревцо сантиметровой толщины. Или в порожек высотой сантиметров десять. При подъеме по любой лестнице надо прыгать со ступеньки на ступеньку. Кстати, нажатие на пробел срабатывает не всегда. Особенно эффектные результаты это приносит, когда пытаешься с разбегу перескочить какую-нибудь пропасть. Ну и подлинная королева всех несчастий - ошибка, в результате которой ваш медведь может намертво заклиниться в крохотной ямке из четырех полигонов. Заклинивается так, что приходится перезагружать игру. Не стоит и говорить, что чаще всего подобное случается, когда до цели остаются считанные метры.
Ну и в-третьих, в игре слишком много заделов на будущее, которые вовсе не выглядят заделами. К примеру, я убил часа полтора, пытаясь выяснить, как все же попасть в полевой лагерь зловещей корпорации Dragon9. И только потом узнал, что никак: эта линейка появится лишь со следующим обновлением игры. Которое планируется сделать настолько масштабным, что разработчики и сами не знают, когда оно выйдет. И там такого добра полно.
Ага, я вот об этом.
В принципе, это все излечимо. Но пока имеем то, что имеем.
В сухом остатке
Как вы уже поняли, безоговорочно рекомендовать Bear Simulator всем и каждому просто нельзя. На любителя вещь. Правда, в этом случае, любителем ВНЕЗАПНО может оказаться кто угодно. Я от себя подобного совершенно не ожидал - а вот поди ж ты.
В таких случаях была бы неплоха самопроверка посредством демо-версии, но как раз ее-то и нет. Возможно, помогут торренты, хотя я и не знаю, есть ли там то, что нужно.
Но лично я, повторюсь, в десятый раз, в целом остался доволен. Как ни странно.
Что ж, будем закругляться. И у меня есть намерение завершить этот текст совершенно определенной репликой. Я знаю, что вы скажете. Что это пошло, банально, да и самому мему уже сто лет в обед. Я не спорю. Вы правы. Но один раз, ради такого дела, я считаю, все же можно.
Короче, чуваки:
ПРЕВЕД!!!
========================
Пользуясь случаем, я хотел бы выразить глубокую признательность уважаемому
comrade_778, который любезно презентовал мне эту игру - чем и дал мне возможность ее отрецензировать.
========================
Выдержка
вот из этой записи:
Поймите меня правильно: я не собираюсь ставить никаких условий. Вероятно, здесь была бы уместна аналогия с уличным музыкантом. Билеты на свое выступление он не продает. И если вы не положите ему ничего материального в открытый скрипичный футляр, играть он не перестанет. Но если все же положите, то, во-первых, это просто будет очень мило с вашей стороны, а во-вторых, вы добавите ему вдохновения для дальнейшей игры.
Замечу также, что много и не требуется. Всерьез зарабатывать надо по-другому. Если бы я всего лишь имел возможность регулярно знакомиться с новыми интересными проектами в раннем доступе -- это уже было бы замечательно.
Ну да ладно. Одним словом:
Мой Яндекс-кошелек: 41001973442959
Виртуальная карта ЯД-кошелька: MasterCard 5106 2160 0269 7864
Мой кошелек WebMoney: R170437059232
Почтовый адрес для PayPal: hornett-ac собачка mail.ru
И яндекс-кнопка, чтоб далеко не ходить:
И, на всякий случай, мой ник в Steam -- SunburnNN. Если вы заглянете в мой "Список желаемого", то сможете поддержать меня даже лучше, чем простым денежным пожертвованием.
Заранее большое спасибо. Постараюсь вас не разочаровывать.
Добавить блог во френды