В защиту lite-версий - Empyrion: Galactic Survival

Dec 19, 2015 22:59

Я вновь об объективности оценок. Ага. Я такой. Не так давно мною утверждалось, чо по-настоящему объективных критериев оценки качества компьютерной игры не существует; так или иначе, рецензент пляшет от старого доброго "нравится - не нравится", пытаясь, в меру способностей аргументировать свою позицию.

Так вот, саму эту субъективность измерить объективно очень даже можно. И даже выразить результат численно. Здесь нам помогает такой чудо-инструмент, как счетчик Steam. Тот, что указывает наигранное время. А вот и свежайший пример: я в своем блоге пишу, что Empyrion: Galactic Survival - это отстой и жалкая пародия на пошлое недоразумение. Верно? А почему тогда я наиграл в этот отстой уже 44 часа? Ведь играл бы и дальше, не будь других дел.

Чтобы разобраться с этим вопросом, опишем вкратце, что вообще такое эта самая Empyrion. Тут есть весьма интересные моменты.



Проще всего описать Empyrion, как "Space Engineers встречают 7 Days to Die". Вы валитесь в спасательной капсуле на какую-то не очень понятную планету. Быстро выясняется, что планета обитаема (и местные флора с фауной не всегда дружелюбны), а вашему герою, как и положено, хочется хотя бы изредка дышать и жрать (для специалистов по жанру survival сразу уточним: нет, вот пить не хочется - жажда здесь не моделируется). Можно вспомнить и многие другие survival-игры - в конце концов, у них много общего. Но простоты ради мы все же будем говорить об этих вышеупомянутых двух.

Так вот, угадываются они очень явно, но в крайне окарикатуренном, предельно упрощенном виде. И что самое интересное, нельзя сказать, что подобное в целом идет игре во вред. Скорее, наоборот.

Это надо пояснить.

Я - инженер
В рейтинге лидеров продаж Steam Space Engineers стоят довольно высоко. Вероятно, многие имели дело с этой игрой. Но, на всякий случай, мы все же вкратце поясним, что это такое… насколько вообще возможно сделать это "вкратце".

Жанр "игры-конструктора" начался, вероятно, с The Incredible Machines. Сейчас же таких вещей понаделали очень много, все не перечислишь. А Space Engineers - не просто конструктор, это еще и песочница. Игра длится бесконечно, конкретных задач тебе никто не ставит (точнее, никто, кроме тебя самого). Сиди и упражняйся в креативных изысках.

Собственно, все, что здесь можно - строить космическую станцию, или космический корабль, причем второе отличается от первого лишь наличием двигателей. Но богатство возможностей тут такое, что просто захватывает дух. Принцип-то простой, знакомый с детства: вот тебе коробка с кубиками - складывай из них, что хочешь. Но типов этих кубиков несколько сотен. А у большинства из них есть еще и с десяток параметров, которые можно варьировать. А еще кубики можно комбинировать друг с другом. Берем датчик движения и комбинируем с механизмом открывания двери - получаем автоматическую дверь. Берем тот же датчик и комбинируем его с зарядом взрывчатки - получаем противопехотную или противокорабельную мину. И таких комбинаций, вероятно, миллионы. На YouTube лежит достаточно роликов, демонстрирующих действие поистине удивительных механизмов.



При конструировании этого кораблика ошибок было сделано очень много. Ошибок именно инженерных. Не эстетического плана. Тем не менее, служил он мне довольно долго. Вообще, для survival-игры Empyrion ведет себя по отношению к игроку на редкость гуманно. Лично я поначалу в силу своей неопытности не пропускал ни одной ошибки из возможных. Тем не менее, оставался в живых на удивление долго
Теперь же перейдем от Space Engineers к Empyrion. Общего очень много. Даже интерфейсы у них похожи настолько, что мысль о случайном совпадении отметается сразу. Но при этом Empyrion - дико, невероятно урезанная версия SE. Строительных блоков очень мало. Их параметры не варьируются. Хитроумные комбинации отсутствуют, как класс. (Скажем, в SE к автоматическим турелям надо было тянуть конвейеры, подающие патроны из контейнеров-погребов - и следить, чтобы это хозяйство правильно работало. В Empyrion у таких же турелей просто-напросто бесконечный боезапас). Подобных упрощений очень много; вот это лишь самое наглядное.

А теперь - замрите! Барабанная дробь!

Все вышесказанное ВОВСЕ не означает, что Empyrion хуже.

Проще всего провести такую аналогию: Empyrion и SE - это как MS Paint и Adobe Photoshop (последней версии, конечно). Главным преимуществом первого над вторым является то, что первое НЕМНОЖКО быстрее осваивается и при этом его вполне хватает для решения многих задач. Вам надо просто поменять размеры фото, заодно конвертировав его формат из png в jpg? Для такого скрипач не нужен. В точности тот же механизм работает и тогда, когда надо не обработать фото, а качественно развлечься. Механизмов Empyrion для этого может вполне хватить - и поверьте, это вовсе не симптом вашей острой интеллектуальной недостаточности. Будем помнить, что во многих случаях за игрой мы хотим именно что расслабляться, а не сосредотачиваться.



Полеты между планетами и посадки на них выполнены вполне честно - взлетаем, летим, подлетаем, входим в атмосферу, садимся. Ну, конечно, о гравиполях, орбитах и прочих траекториях Гомана речь идти не может. Реалистичная физика - это не здесь. И вот еще что: все размеры и расстояния здесь просто микроскопические даже по сравнению с Kerbal Space Program. Межпланетный полет выполняется минут за семь безо всякого ускорения времени. Ну и ладно, собственно
Более того, богатство возможностей SE может сработать и в обратную сторону. Один мой хороший друг честно признался, что SE его напугали. И я его прекрасно понял, потому что и у меня поначалу было в точности так же. Единственное, о чем думаешь в момент первого знакомства - ой, елки, чего-то здесь больно много всякого разного. Постепенно, конечно, осваиваешься и это ощущение проходит. Но напугаться с непривычки действительно можно.

Причем, что действительно любопытно - пугают здесь именно ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ возможности. Построить совсем простенький, но вполне себе летающий кораблик в SE ничуть не сложнее, чем в Empyrion. Оторопь вызывают именно те вещи, которые делать-то и необязательно.

Как взгляд в бездну: страшно, даже если прыгать туда тебя, собственно, никто и не заставляет. Empyrion подобный эффект дать не может.

Я - выживальщик
А вот в этой области ничего особо не купировано: Empyrion вполне себе тянет на полноценную survival-игру. Такие тонкие вещи, как гипотермия/перегрев, правда, не моделируются. А всевозможные инфекции сведены к пищевому отравлению (которое довольно сложно получить, если не жрать совсем уж что попало) и к инвазии Инопланетного Паразита (который действует настолько быстро, что это больше смахивает на тяжелое ранение с кровопотерей). Ну, а про накапливающийся стресс, ведущий в перспективе к реактивному психозу с галлюцинациями и говорить нечего - это вам не Don't Starve. Психики у нашего героя нет, он всегда остается настолько бодрым и жизнелюбивым, что Марк Уотни на своем паршивом Марсе может обзавидоваться.



Зрейте бобы, и ячмень, и горох, и овес! Как и в каждой порядочной survival-игре, здесь можно огородничать. Правда, нужна специальная Огородная Лампа (вон она, сверху). Без ее света ничего расти не будет
С другой стороны, далеко не каждая survival-игра предоставляет нам полный спектр угроз для души и тела. А если и предоставляет, то это внезапно может дать обратный, даже пародийный эффект. Лично мне вспоминается Project Zomboid, где герою надо было охотиться не только за водой, пищей и медикаментами, но и за старыми газетами и журналами. Потому что, как выяснилось, если в мире зомби-апокалипсиса вовремя не прочитать лежалую газетку, то тебе, сука, СКУЧНО СТАНЕТ.



А вот и динозаврик гуляет. Сейчас мы его подстрелим и вынем у него изнутри Сырое Мясо. Из Сырого Мяса сделаем Салями. Пожнем Пшеницы и добудем из нее Муку. Потом смотаемся на соседнюю планетку, подстрелим Инопланетного Мула и получим из него Инопланетное Молоко. Из Инопланетного Молока соорудим Сыр. Потом возьмем Салями, Муку, Сыр, добавим Питьевой Воды и Помидоров (тоже с грядки) и в результате у нас выйдет Пицца! В какой-еще survival-игре можно сделать Пиццу? Только действовать надо быстро; вне холодильника почти любая еда и полуфабрикаты довольно быстро протухают. Тут все, как и положено
Хоть здесь все и простенько, но надо отметить одну безусловно положительную черту, характерную для всех хороших survival-игр - четкое разграничение территорий по степени опасности. Есть почти (почти) безопасные районы. Там, как вы понимаете, и надо строить свою базу. Встречаются не очень хорошие уголки. Они, конечно, выгодны в плане добычи, но ходить туда надо, держа палец на спусковом крючке автомата. Ну и, само собой, встречаются настолько гиблые места, что соваться туда следует только в случае самой крайней необходимости. Кстати, и кораблик для этого придется строить особенный - проявлять инженерную соображалку. Стандартные конструкции, хорошо показавшие себя в других местах, могут и не потянуть. Я это, что называется, learned a hard way.

Я - Эмпырион!
А есть ли там что-нибудь действительно оригинальное? Или, по крайней мере, не слишком часто встречающееся? Ответ будет - и да, и нет.

Там есть старая добрая экспа, левел-апы и отпирание новых технологий. С одной стороны, такие вещи украшают любую игру… ну, почти любую. С другой, этого все же маловато; скажем, развития умений в игре нет - левел-апы расходуются только на уже упомянутое открытие технологий.



Время от времени Empyrion начинает напоминать не какое-то суровое выживание на просторах Галактики, а знаете, что? The Sims. Кроме шуток. Всякие насущные проблемы давят на вас не сильнее легендарных необходимостей пожрать, пообщаться и повтыкать в телевизор. Оставшееся время можно употребить на благоустройство своей космической берлоги. Правильно, двуспальный сексодром плюс душ с туалетом тоже можно установить. Однако все это чистая декорация. Ни спать, ни бегать по нужде здесь не надо. А учинять, как выражаются немцы, техтель-мехтель и вовсе не с кем
Зарабатывание экспы сделано хоть в целом и неплохо, но все же не совсем безупречно. Тут уже надо неплохо представлять себе, как правильно играть. В противном случае вы рискуете надолго зависнуть между седьмым и десятым уровнем (именно десятый уровень дает технологии, нужные для полета к другим планетам).

Чего-то же действительно масштабного и оригинального в плане геймплея, пожалуй, что и нет. Может, будет еще.

Развивается ли эта вещь? Да как сказать… Заброшенной ее не назовешь, обновления выходят относительно часто. Но приоритеты авторы выставляют временами странновато. Скажем, свежий апдейт был посвящен в основном усовершенствованиям мультиплеера - новые возможности организации игры на сервере, антигриферские меры и прочее. И это при том что межпланетной навигации нет вообще - летаешь буквально на глазок. А автоматические турели (по крайней мере, легкие) стреляют настолько неточно, что даже не очень и ясно, зачем они вообще нужны. А курсовое оружие попадает куда угодно, только не туда, на что ложится перекрестие (я в курсе, что оно и в жизни туда не попадает, но поверьте на слово - здесь это выглядит так, что никаким реализмом и не пахнет). И слишком уж много строительных элементов помечены лаконичным "not functional yet", хотя ввести их в строй уже вполне возможно, было бы желание.

Мелочи, да. Но раздражает как раз то, насколько их легко было бы устранить.

Так чего - survived? Или не survived?
Возможно, вам показалось, что Empyrion может стать неким трамплином на пути к действительно серьезным и глубоким вещам, типа тех же SE. Подобное и впрямь случается, но, как правило, в других жанрах. Чаще всего, в симуляторах. Как раз там, набив руку на чем-нибудь полуаркадном, можно переходить на хардкор. В особенности это относится к симам подводных лодок - вот они могут оказаться совершенно безжалостными к новичку.



Feeling lonely, ага? Три с половиной часа до рассвета. Вот еще одна любопытная черта Empyrion: в силу микроскопических размеров планет кругосветные путешествия совершаются с умопомрачительной скоростью, даже если шагать на своих двоих. Это тянет за собой еще один забавный эффект: можно опережать вращение планеты (вращаются они вполне по-настоящему). Двигаясь с востока на запад достаточно быстро, можно организовать себе вечный день. Тут есть даже линия перемены дат
Здесь же ничего похожего нет. Покупать Empyrion стоит лишь в том случае, если вы уверены, что в будущем не захотите чего-нибудь погорячее. Если же такой уверенности нет, с ходу берите что-нибудь суровое. Так сказать, на вырост. В хорошей игре геймплей чаще всего оказывается как раз настолько сложен, насколько вы сами захотите.

Ну, а Empyrion - это некий компромисс, дающий возможность и слегка пощекотать себе нервы, и слегка расслабиться, и дать волю своей креативности. Правильно, тоже слегка.

Что касается игр...

Добавить блог во френды

игры, survival

Previous post Next post
Up