Самосуд крестьян. Казнь Гришки Серенкова. 1907 г.

Jul 09, 2015 13:05



Художник Виктор Тормосов  (фрагмент)

Почти на самой границе царицынского уезда с камышинским лежит большое село Рыбинское. У одного из крестьян села ночью пропала из запертого амбара лошадиная сбруя и кое-какая одежда. Потерпевший заявил об этом на сельском сходе. Выслушав заявление о новой краже, старики на сходе заволновались.
     -  Это не иначе, как дело рук Гришки Серенкова, -загудела толпа:-он один у нас вор на все село! Довольно от него терпеть! Тюрьма ему не помогает, так мы сами поможем.
     -  Давайте, братцы, судить его сами, без всякой поблажки.
Настроение толпы повышалось с каждой минутой. Потребовали от старосты два ведра водки на общественные деньги. Послали за водкой-послали и за Серенковым, который явился на сход с самым беззаботным видом. Выпили водку и приступили к Серенкову.


     -  Признавайся Григорий: это ты спер вчера сбрую и одежду!
Серенков  забожился, что он невиновен и предложил сделать у него обыск.
     - Смотри Григорий,-кричала толпа,- если найдем у тебя что - убьем, как собаку, без жалости.
     -   Ищите,- смело заявил Серенков и повел всех к дому. -Только и я предупреждаю вас, что если вы у меня ничего не найдете, то и я буду рубить вам головы по очереди. Согласны?
    -  Согласны.
     Начался обыск. Перерыли весь дом Серенкова, амбары, сараи-ничего  подозрительно го не нашли. Собрались было уходить, но один подвыпивший крестьянин обратил внимание на лежавшую в конце двора большую кучу навоза, на которую были положены опрокинутые сани. Раскопали навоз, и под ним оказался прикрытый досками вход в подземелье. Проникли  туда и нашли пещеру, наполненную разным хлебом в зерне, лошадиные и коровьи шкуры, сбрую и много других краденых вещей, которые Серенков крал не только из своего села, но и из соседних сел в компании с двумя другими  сообщниками, назвать которых он отказался.
    - Ну, Григорий-заревела толпа:-теперь готовиться к смерти: одень чистую рубаху, помолись Богу, простись с женой и детьми.
Григорий в сопровождены толпы вошел в избу, помолился Богу, простился с женой и тремя детьми и, одев чистое белье, в одной рубахе и штанах был выведен крестьянами на площадь. Принесли огромный дрючек, и каждый из крестьян брал этот дрючек в руки и наносил удар по чему попало.
     После третья го удара он свалился на землю. Удары сыпались на лежачего. Собралось на площадь с женами и детьми почти все село с затаенным дыханием взирая на зверское истязание человека.
    Могильная тишина стояла над многолюдной площадью, только слышались глухие удары дубины о человеческое тело, глухой стон избиваемого, да отдаленный вой его жены и детей, запертых в своей избушке. Когда избиваемый превратился в изуродованный труп, казнь кончилась, и рыбинцы, удовлетворенные, возвратились к своим жилищам. Через день судебный следователь и врач производили вскрытие тела Серенкова, причем оказались все ребра и некоторые кости переломанными.

"Царицинский вестник" 1907 г

Казнь, Самосуд, 1910е

Previous post Next post
Up